Пасхальное послание архиепископа Абаканского и Хакасского Ионафана пастырям, монашествующим и всем верным чадам церковным, пребывающим в Хакасии

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
архиепископа Абаканского и Хакасского Ионафана пастырям, монашествующим и всем верным чадам церковным, пребывающим в Хакасии

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Переплыв море Святой Четыредесятницы – время усиленной молитвы и борьбы со страстями – мы благодарим Воскресшего Христа Спасителя, милостью Которого мы и в этом году удостоились праздновать Святую Пасху! Давайте же с неослабевающей силой возвестим окружающим и себе самим радостную пасхальную весть:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

«Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася» (Пс. 92, 1). В этих словах 92-го псалма Святая Церковь усматривает пророчество о Воскресении Христовом и поет их в качестве прокимна на каждой воскресной вечерне. Прочитываются они также и в начале Божественной Литургии, совершающейся всегда как пасхальное торжество.

Православные христиане видят в Лице Воскресшего Спасителя Господа славы и Вечного Царя, потому что Он победил «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2, 14) и даровал Свою победу «сущим во гробех». Ныне Он царствует как вечный Победитель, облеченный в блистающую красоту Своего Воскресения.

На Кресте Он был «изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши», не имел «ни вида, ни величия», был «презрен и умален пред людьми», как это из глубины веков провидел пророк Исаия (Ис. 53, 5, 3). Ныне же, по Воскресении Своем, Он воссиял из гроба как «Красное правды Солнце» (Канон Пасхи, песнь 4), как Жених, «от чертога произшед» (Воскресные хвалитны 1 гласа). И Гроб Христов, как мы поем, показался как «рая краснейший», как «чертога всякаго царского светлейший» (Часы Пасхи).

Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен пишет, что слова «Господь воцарися» означают, что Он «признан за Царя, то есть, хотя Он был Царь, как Бог, и прежде, но Он воцарился после и как Человек» (Толковая Псалтирь, Пс. 92).

«Господь воцарися» означает, что Христос возгосподствовал над тлением и смертью, под властью которых находилось дотоле человеческое естество. Теперь Он Сам открывает ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). Святитель Афанасий Великий поясняет: «Поскольку род человеческий, отступив от царства Божия, подпал мучительству сатаны; то пришел Единородный, чтобы снова подчинить его Своей державе, что и совершено»(Толкование на псалом 92).

Как «Царь царствующих и Господь господствующих» (песнь Великой Субботы), Богочеловек Христос «в лепоту облечеся». Это значит, что Воскресший Господь облекся в благолепие и вместе с Собою восставил и облек красотою ниспавшего в суету человека. Так просиявает истинное благолепие и настоящая красота в человеке, созданном по образу Божию. Крест – это слава Христова, и Воскресение – явление Его силы и всемогущества. Вместе с Ним духовно царствует и благолепотствует Церковь Христова, Тело Живого Бога, «полнота Наполняющего все во всем» (Еф, 1, 23), имея своею красотою Крест Христов.

Слова Псалмопевца: «Облечеся Господь в силу и препоясася» напоминают о древнем символе готовности воина к битве. Этим подчеркивается, что Господь находится во всеоружии истинного Царства и силен защитить нас от всякого зла и от всякого сатанинского насилия.

Благолепие и красота Господа в Его Воскресении проявляется еще и в Божественном нетлении Его Пречистого Тела. Это Тело не было разрушено смертью, как это бывает со смертными людьми: «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2, 31) по той причине, что эта душа и эта плоть неразлучно соединены с Божеством.

Господь утвердил «вселенную, яже не подвижится». Вселенная, в изначальном понимании этого слова – это населяющие мир люди. На истине Воскресения Христова основана Святая Церковь, которая есть «едино стадо ангел и человек» (стихира в пяток 2-й седмицы по Пасхе) и которой Сам Ее Основатель дал обетование, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Церковь есть та единственная на земле жизнь благодати, которая призвана соединить людей в единстве, подобном тому, какое существует во Святой Троице.

Церковь Христова и в наши дни все так же отражает ту же светлость, ту же красоту и ту же силу Воскресения. Она облекается в благолепие словесного служения Богу, священных Таинств, красоту ее Богословия, украшается вдохновенными песнопениями, священными иконами и нетленными мощами святых. Все это и в наши дни является свидетельством живущей в Церкви пасхальной радости и славы.

Не может быть никакого препятствия спасительному действию этой благодати и силы, кроме одного – воли самого человека.
Если в его сердце нет места Воскресению Христову, он будет принужден все время своей жизни отравлять горечью смерти, стерегущей каждый его шаг. Человек или целое общество, которые отрекаются от истины о Воскресении Христовом, самоограничиваются, лишают себя Источника жизни, принуждая себя к существованию в искусственной культуре смертности и разложения. Ни достижения человеческого разума, ни временные удовольствия, ни сиюминутные развлечения не могут победить смерть. Только Иисус Христос есть «Воскресение и жизнь», верующий в Него, «если и умрет, оживет» (Ин, 11, 25).

Верный христианин живет в Церкви тогда, когда подвизается во Христе. Тогда он через очищение и Божественное просвещение делается храмом Святого Духа и познает на своем опыте то, что пережили святые подвижники. Православная вера – это не только теория, «ортодоксия», но и деятельная жизнь – «ортопраксия», которая есть победа над смертью и Воскресение.

Отцы, братия и сестры, cердечно поздравляю каждого из вас и прошу принять пожелания здравия и многих и благословенных лет жизни.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

+ ИОНАФАН, АРХИЕПИСКОП АБАКАНСКИЙ И ХАКАССКИЙ

Пасха Христова 2017 г., град Абакан