Спасо-Преображенский кафедральный собор
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат
Абаканско-Кызылская епархия
Официальный сайт

ГЛАВНАЯ Исторические сведения Слово Первосвятителя Правящий архиерей Расписание архиерейских служений Духовенство Храмы Архив новостей

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы


18 марта 2018 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в воскресенье, посвященное памяти святого преподобного Иоанна Лествичника, мы слышали замечательные слова из послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5:8-19). Он говорит, что сыны света должны поступать по Духу Божественному, а Дух научает нас благости, праведности и истине.

Казалось бы, такие простые слова, совершенно очевидные понятия — благость, праведность, истина; какие после того могут оставаться вопросы? Благость — это синоним добра. Дух учит нас благости и требует от нас поступать по благости. Апостол Павел напоминает нам об этом, в полном соответствии реалиям его времени, когда ни для кого не мог возникнуть вопрос «А что такое благость? А что такое добро?» Это были языческие времена, но у апостола не было сомнений, что все, кто его слышат, понимают, о чем речь. То же самое касается и праведности, которой Дух учит нас. Праведность — это осуществление добра в жизни. Если человек не только соглашается с добром, но и осуществляет это добро в жизни, то он обретает праведность в очах Божиих. Праведность — это правильный образ жизни, правильное поведение. Опять-таки, апостол не расшифровывает это понятие — он говорит об истинах совершенно очевидных для тех, кто его слушал. Многие из них были начинающими христианами, некоторые оставались язычниками, но и тогдашним язычникам не требовалось разъяснять, что значит праведность. Наконец, истина, — и опять всем всё было понятно.

Но мы живем во времена, когда враг рода человеческого внушил людям, что единственно правильным образом мысли является абсолютное сомнение во всем, даже в самых очевидных вещах. Может быть, величайшей проблемой современности является то, что готовность людей совершенно противоположным образом интерпретировать понятия, которые еще вчера являлись общими для всех, поощряется современной культурой или, лучше сказать, псевдокультурой, современной политикой, социальной мыслью.

Конечно, вы все слышали о таком понятии, как постмодернизм. Конечно, это условное определение нашей эпохи, но его смысл заключается в том, что мы живем в эпоху отсутствия абсолютных истин. Любая идея может быть провозглашена истиной, даже если она входит в противоречие с тем, к чему привыкли люди, что они знают, на чем основывалась жизнь их отцов, дедов, предшествовавших поколений. Все это перестает быть основанием для того, чтобы нечто провозглашалось истиной. Истины нет, а значит, нет и праведности, нет и благости. И рассуждают современные люди примерно так: «Для тебя это добро, а для меня — зло. Для тебя это праведность, а для меня — безобразие. Для тебя это истина, а для меня — заблуждение».

В атмосфере всеобщей относительности ценностей человек становится беззащитным. Сталкиваясь с напористым, хорошо организованным навязыванием чудовищных искажений того, что еще вчера казалось истиной, люди пасуют и говорят: «Может, это правильно? Может, так оно и есть?»

Что означает утрата человечеством ясного понимания того, что есть благость, что есть праведность, что есть истина — можно и далее продолжать перечисление важнейших ценностей, определяющих саму сущность человеческого бытия? В чем опасность? А в том, что человек становится легкоуправляемым, — и это во времена, когда свобода провозглашается высшей ценностью! Свобода в условиях относительности всех иных ценностей превращает человека в легко манипулируемое существо. Он начинает думать, как думает большинство, а мысли так называемого большинства очень легко сформировать. Он начинает думать так, как полагается в том или ином обществе, он слово боится сказать поперек, чтобы его не осудили, чтобы не назвали ретроградом, чтобы не отлучили от общения. И мы знаем, как в глобальном масштабе, в масштабе всей планеты происходит чудовищная манипуляция понятиями, а значит, и человеческими судьбами.

А что же Церковь? А Церковь — это одна из сил, которые в первую очередь подвергаются давлению со стороны тех, кто хотел бы навязать относительность ценностей всем живущим на планете Земля. Совершенно не случайно, что все революционные преобразования начинались с гонений на Церковь. Конечно, никто открыто не заявлял о тех идеях, о которых я сейчас говорю, — наоборот, они тщательно скрывались. А Церковь называли прислужницей власти, частью системы эксплуатации и порабощения людей. Чтобы возбудить отрицательное отношение, всякий раз говорили о несметных богатствах Церкви, но никогда не упоминали того, что Церковь делала для народа. Не буду вспоминать дореволюционную историю, но даже сегодня, когда Церковь практически не имеет никаких иных средств для существования, кроме вашей помощи, дорогие братья и сестры (и на эти средства был отреставрирован этот благолепный храм, на эти средства поддерживаются тысячи и тысячи несчастных людей, огромное количество неблагополучных семей, одиноких женщин, инвалидов, стариков, нуждающихся), — даже сегодня для того, чтобы разрушить Церковь как силу, которая помогает людям понять, где истина, против нее, как мы знаем, тоже направляются стрелы лукавого.

Как же Церковь поддерживает в людях понимание того, что есть добро, а что зло? Очень просто. Сегодняшний текст из послания апостола к Ефесянам помогает нам понять, почему Церковь апеллирует к высочайшему авторитету, когда говорит об истине, — потому что другого авторитета, кроме Божественного, нет. Церковь говорит о той благости, которая и является таковой в очах Божиих. Церковь говорит о той праведности, которую не определяют человеческая мода, стиль, политика или финансовая мощь. Она говорит о той праведности, которая и является таковой в очах Божиих. А что же истина? Боже, сколько сегодня «истин»! Каждый, выступая, полагает, что провозглашает истину. Но истина только одна — это истина, которая является таковой в очах Божиих.

Вот для чего нужно разрушить веру и разрушить Церковь — чтобы разрушить единственный критерий истины, единственный критерий добра, благости и праведности. А святой преподобный Иоанн Лествичник учит нас необходимости принимать Божественную истину не только как истину объективно существующую, но еще и как руководство в жизни. И он написал свою замечательную книгу «Лествица», помогая всем, в том числе и нам, современным людям, искушенным всеми этими непростыми жизненными обстоятельствами, подниматься по ступеням, идя навстречу Богу, Который Сам сказал о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). И покуда будет существовать Церковь Божия, покуда у ее служителей будет дерзновение говорить Божию правду, до тех пор люди будут сохранять способность отличать добро от зла, правду от лжи, свет от тьмы.

Нас нередко спрашивают, особенно в дни избирательной кампании, почему Церковь не призывает голосовать за того или иного кандидата. Мы отвечаем: каждый православный человек, живущий верой и способный через веру отличать добро от зла, знает за кого голосовать. Уверен, что это действительно так, — потому что сила Божия живет в Церкви, преобразует разум человеческий, укрепляет его волю, освежает его чувства. Сила Божия спасает мир. И да поможет нам Господь хранить веру православную, а значит, хранить в сердце и уме то, чему учил нас Сам Господь, и никогда, ни при каких условиях не подменять такие понятия, как благость, праведность и истина. Аминь.


Информационный отдел Абаканской епархии