В день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Управляющий епархией совершил Божественную Литургию в кафедральном соборе

27 сентября 2015 года, в день праздника Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Преосвященный архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан совершил Божественную Литургию в Спасо-Преображенском соборе в Абакане.

Владыке сослужили секретарь епархиального управления и настоятель собора протоиерей Сергий Тимонов, протоиерей Александр Фоминых, священники Иоанн Комаров и Алексий Сорокин.

Диаконский чин составили протодиакон Андрей Ермаков, диаконы Павел Кузьмин, Дионисий Ворошилов, Валерий Истомин и иеродиакон Нестор (Рыбин).

За Литургией пел архиерейский хор под управлением М. Ермаковой.

Проповедь по запричастном стихе произнес отец Сергий.

По отпусте Литургии было совершено славление праздника Крестовоздвижения и поклонение Кресту.

Завершая богослужение, архипастырь поздравил прихожан с праздником и произнес слово о Кресте.

В своем слове Владыка подчеркнул, что богослужебное последование праздника разворачивает перед нами величественную картину нашего спасения, совершенного через Крест Христов. Почему же именно Крест стал знамением нашего спасения? Ответ на этот вопрос мы находим в словах Спасителя: Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. гл.3). В этих словах нам открывается тайна Божией Любви, которая есть тайна Креста Христова.

***

Воздвижение Креста Господня

27 сентября по новому стилю (по ст.ст.14 сентября) православные христиане России и вся православная Церковь празднуют Воздвижение Честного и Животворящего Креста. В этот день мы обращаем взор своей памяти к началу IV века.

Святой равноапостольный император Константин Великий в 326 году решил найти Крест, на котором был распят Господь. Его мать царица Елена проявила себя усердной покровительницей Церкви, горячей ревнительницей христианской святыни и благодетельница неимущих и страждущих по просьбе своего сына уже в глубокой старости отправляется из Рима в Иерусалим на поиски Святого Креста, на котором был распят Господь. С усердием поспешила святая Елена на Восток и с царской заботливостью обозрела Святую Землю и другие восточные города и селения. Долгое время поиски оставались безуспешными. Враги Христовы скрывали святыню, но ей удалось найти человека, который указал место.

Оказалось, что святой Крест находиться в пещере, засыпанной землей, и на том месте, языческий храм Венеры. Закопанный иудеями Крест, для язычников был лишь средством позорной казни. Царица приказала разрушить храм. Когда капище было разрушено стали проводить раскопки, обнаружили пещеру в которой было три креста и отдельно лежащая табличка с надписью «Иисус Назарянин, царь Иудейский».

Для определения подлинного креста Христова нужно было верное средство, и это средство указал по епископ Макарий, исполненный твердой веры в силу креста Христова. В это время мимо раскопок несли на погребение одного человека. Епископ Макарий остановил процессию и тело усопшего положили около найденных крестов. Все присутствовавшие, царица и епископ пали на колени; Макарий, возведя очи к небу, произнёс: «Господи, совершивший спасение рода человеческого через страдания Единородного Сына Своего на кресте и внушивший смиренной рабе Твоей искать священное древо, орудие нашего спасения, – ныне Сам, Господи, укажи нам тот крест, который послужил к вечной славе Единородного Твоего Сына: подай, милосердный Господи, жизнь сему рабу Твоему, когда его коснётся священное и спасительное древо!» После это начали поочерёдно возлагать на усопшего кресты, и как только возложили на него истинный крест Христов, усопший тотчас же встал силой спасительного креста.

Когда Господь этим чудом засвидетельствовал крест Христов, царица Елена, с сердцем, наполненным радости и вместе страха, поспешно приблизилась к священному древу. Она и желала, и вместе с тем считала себя недостойной прикоснуться к нему и облобызать столь великую святыню. С чувством глубочайшего благоговения преклонилась она пред крестом Христовым. То же сделал весь царский двор, бывший с ней. И всем присутствовавшим на этом месте хотелось видеть святой крест и поклониться ему, но вследствие большой тесноты очень многие не могли подойти ко кресту; они стали просить, чтобы им дозволено было хотя издалека видеть крест Христов. Тогда епископ Макарий стал на высоком месте, воздвиг перед народом честный крест, поднимая и опуская его, чтобы всякий мог его видеть и поклониться ему. Весь народ в это время благоговейно восклицал: «Господи помилуй!» В память этого события было установлено Церковью празднество Воздвижения честного Креста, совершаемое 14 сентября.

Между тем император Константин, которого царица Елена немедленно известила об открытии креста Господня, с неописанной радостью принял известие. В чувствах благоговения и благодарности ко Господу он возымел намерения отличить святые места каким – либо памятником, достойным их священных воспоминаний. Он тотчас написал письмо к Иерусалимскому епископу, прося его озаботиться об устройстве Церкви на том месте, где был найден Животворящий Крест Господень, и предоставил для этого в его распоряжение все сокровища империи.

Вместе с епископом и сама царица Елена стала заботиться о приведении в исполнение распоряжений императора Константина. Прежде всего она велела возводить храм во имя Воскресения Христова на том месте, где был найден святой крест.

13 сентября 335 года на кануне празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Иерусалиме был освящен величественный храм Воскресения Христова.

Для всех христиан Животворящий Крест Господень стал символом спасения. «Сим победиши» – эти слова увидел император Константин Великий в сиянии звездного Креста, явленного ему перед успешной битвой с неприятелем. «Сим победа» – читаем мы на оплечьях священнических облачений в день Воздвижения.

Крест Христов – знак победы, ибо Спаситель, понеся на Кресте смерть за наши грехи, победил смерть и сделал нас причастными плодам этой победы.

В этот день вспоминается также возвращение Креста Господня из Персии в Иерусалим. В царствование императора Византийского Фоки (602-610гг.) персидский царь Хозрой II в войне против греков взял Иерусалим и увёз Крест. В Персии Крест Господень пробыл 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 – 641гг.) христианам была возвращена их святыня. С великим торжеством Ираклий нес Крест в Иерусалимский храм Воскресения.

По словам святого Иоанна Златоуста, «Крест – глава нашего спасения; Крест – причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы познали Спасителя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; через него земля, наконец, сделалась небом». Крест – «твердыня святых, свет всей вселенной».

Информационный отдел Абаканской епархии