В Неделю о мытаре и фарисее Правящий архиерей совершил Божественную Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе

21 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, Преосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский, совершил Божественную Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

Владыке сослужили секретарь епархиального управления, настоятель собора протоиерей Сергий Тимонов, протоиереи Димитрий Ляпустин и Александр Фоминых, священники Иоанн Комаров и Павел Кузьмин.

Диаконский чин составили протодиакон Андрей Ермаков, диаконы Дионисий Ворошилов, Евгений Мотькин, Валерий Истомин, Роман Клепченко и иеродиакон Нестор (Рыбин).

После пения причастна проповедь произнес отец Димитрий.

По отпусте Литургии было совершено славление праздника Сретения Господня.

В завершение богослужения архипастырь проповедовал:

«Сегодня — начало большого и насыщенного духовными воспоминаниями периода в жизни Святой Церкви, начало ежегодного богослужебного цикла, связанного с Пасхой Христовой. Сегодня — первое из этих воспоминаний, притча о мытаре и фарисее. А поскольку начало любого дела всегда очень важно, нам необходимо обратить на эту притчу особое внимание.

Вот эта притча: два человека вошли в храм помолиться. Один из них был мытарь, то есть сборщик налогов, а другой — фарисей, то есть ревнитель благочестия.

Давайте же посмотрим, как они молились.

Фарисей, став, начал молиться в себе так: «Боже, благодарю Тебя за то, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». А далее он перечисляет свои заслуги: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику».

И далее Господь говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот».

Почему же именно эту притчу Святая Церковь избрала для начала такого великого дела, как подготовка к Посту и самый Пост?

Мы часто слышим, что вера должна служить основанием нашего спасения. Есть даже евангельский образ, сравнивающий труды человека с построением здания. Если этому зданию положено правильное основание — на камне (подразумевается скала веры) то он устоит при всякой непогоде, а если, напротив, оно строится на песке, то, каким крепким оно бы ни было, упадет и разрушится. Если наша вера будет неправильной, то все здание нашего спасения не устоит и рухнет.

Давайте же посмотрим, какими словами предваряется в Евангелии эта притча. Господь сказал ее «к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других». Вот эти слова «уверены о себе» говорят о именно вере этих людей в то, что они праведны. Иными словами, эта притча сказана о тех, которые верят не Богу, а себе и своей мнимой праведности. Поэтому и говорит блаженный Феофилакт, что «высокомерие есть отвержение Бога».

Разве плохо поступил фарисей, что пришел в храм? Разве плохо сделал он, что поблагодарил Бога? Но вот то, что он говорит дальше — это полное безумие, обнаруживающее, что настоящей веры и настоящего доверия к Богу у него нет.

А как молился мытарь? Он вовсе не указывает на прегрешения других, а молится о прощении именно своего греха.

Дорогие братья и сестры, давайте спросим себя по совести: а мы как молимся? Так, как фарисей, осуждая других, или как мытарь, умоляя о прощении своего собственного греха?

И тут мы увидим, что тут нам предстоит огромное поле для работы. Потому что чужие грехи нам интересны, мы их любим замечать, рассматривать и обсуждать.

Кто виноват в наших бедах? Кто угодно, только не мы. И многие этим постоянным осуждением только и живут. Но ведь только наш собственный грех, а не чужой, является средостением между нами и Богом. Вот куда нужно направить усилия!

И поэтому в течение всего Поста будет повторяться удивительная молитва преподобного Ефрема Сирина «Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».

Эта притча о том, что надо веровать Богу, а не себе. Ибо сказано в Священном Писании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Обратим также особое внимание на заключение этой притчи — слова Господа о том, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Это — ключ ко спасению, ключ к настоящей вере.

Давайте же положим именно такое основание всем нашим трудам в предстоящем Посту — смирение и покаяние с истинной и сердечной верой — чтобы не осуждать других, но чтобы плакать о своих грехах молитвой мытаря: «Боже милостив буди мне грешному».

Информационный отдел Абаканской епархии