В Неделю о Страшном Суде Правящий архиерей совершил чин великого освящения храма и Божественную Литургию в Иоанно-Златоустовском приходе в селе Кирба

6 марта 2016 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Преосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский, совершил чин великого освящения храма, а затем – первую Божественную Литургию в Приходе в честь Святителя Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, что в селе Кирба.

Село Кирба находится в Бейском районе Республики Хакасия, располагается в 35 километрах от районного центра – села Бея – и в 65 километрах от кафедрального города. Население составляет около 1400 человек. Недалеко от села располагается одноименная железнодорожная станция, имеются больница, школа и библиотека. Здание прихода оборудовано в здании бывшего детского сада трудами местной православной общины, которую окормляет настоятель Покровского храма в селе Бея протоиерей Сергий Поломошнов.

При совершении чина освящения и Литургии Владыке сослужили протоиереи Димитрий Ляпустин и Сергий Поломошнов, священники Василий Аргудаев и Павел Кузьмин.

Диаконский чин составили протодиакон Андрей Ермаков и диакон Евгений Мотькин.

Богослужебные песнопения исполнила группа певчих архиерейского хора Спасо-Преображенского собора, усиленная священниками Алексием Демченко и Евгением Дрючиным. Хором управляла регент Мария Ермакова.

Чин освящения начался с кропления престола святой водой и чтения особых молитв на утверждение престола. Затем последовало омытие престола водой и вином, смешанным с розовой водой, освящение престола молитвой и помазанием святым миром, его облачение, а также освящение жертвенника. Стены храма были также помазаны святым миром и окроплены святой водой. Затем вокруг храма был совершен крестный ход со святыми мощами, а также прочитаны совершительные молитвы.

Благодаря тщательной подготовке, проведенной священником Василием Аргудаевым, священником Павлом Кузьминым и протодиаконом Андреем Ермаковым, а также старанию иподиаконской группы, священные обряды чинопоследования были совершены в спокойной и молитвенной атмосфере.

За Литургией практически все члены небольшой общины причастились Святых Христовых Таин.

По отпусте Литургии Правящий архиерей поздравил отца Сергия, исполняющего обязанности настоятеля, а также всех прихожан с значительным событием в жизни прихода, пожелал им духовного преуспеяния и передал в благословение храму икону святого равноапостольного великого князя Владимира, подаренную Абаканской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Богослужение завершилось возглашением многолетий “устроителем и благоукрасителем святаго храма сего”.

Затем архипастырь проповедовал:

«Сегодня, дорогие братья и сестры, – Неделя мясопустная, и в преддверии Великого Поста Святая Церковь вспоминает слова Спасителя о Его Страшном и последнем Суде.

Учение о последнем Суде было открыто Спасителем незадолго до Его добровольной Крестной смерти. Это откровение было дано Им Своим ученикам вместе с учением о Втором и славном Его пришествии и вместе с двумя притчами, которые говорят о том, что это пришествие будет внезапным и неожиданным – это притчи о десяти девах и о талантах. Сразу после этих притч Господь открывает ученикам истину о том, каким образом будет происходить последний Суд.

Мы, согласно Священному Писанию и учению Святой Церкви, веруем в «Господа Иисуса Христа», «сшедшаго с Небес», совершившего дело спасения людей, «вознесшагося на Небеса» и «паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Эти слова «Егоже Царствию не будет конца» взяты из древнего пророчества – обетования Божия, данного царю Давиду, о том, что из его потомства воссияет Тот, Чье Царство будет длиться вечно. Это обетование исполнилось, когда Архангел благовестил Божией Матери рождение Сына: «И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Но прежде чем окончательно наступит это Царство всех веков, необходимо осуществиться Божией правде, Божией справедливости.

Да, Бог милостив и долготерпелив, Он любит Свое творение и ради людей взошел на Крест, желая «всем спастись и в разум истины придти». Но значит ли это, что Бог может примириться со злом и грехом? Значит ли это, что Бог может насильно ввести людей, которые срослись с грехом и с неправдой, в Свое вечное Царство?

Нет! Потому что Бог есть абсолютная, вечная Правда, и насколько ясно Евангелие говорит о Божией любви и милости, настолько же ясно возвещает и о Божией справедливости и праведном мздовоздаянии!

Поэтому необходимо осуществиться последнему и Страшному Суду, которым закончится старая человеческая история и наступит иная, новая жизнь с новым, Божественным содержанием. Этот Суд явится окончательным разделением добра от зла, правды от беззакония. И как он будет происходить – об этом мы сегодня слышали.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним». Сын Человеческий – так Господь называл Себя, и здесь говорится о том, что Он придет в Своей славе. Почему именно так сказано? Потому что первый раз Господь приходил на землю не в славе, а в смирении и уничижении, приняв образ раба. Второй раз, при конце истории, Он придет уже во славе, вместе с ангелами, в неизреченном блистании Своего величества, и тогда люди увидят пришествие Сына Человеческого, которое «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада». Его будут окружать неисчислимое воинство Ангельских сил, поэтому и сказано: «и все святые Ангелы с Ним».

И что же будет при этом Пришествии? «Тогда сядет на престоле славы Своей,и соберутся пред Ним все народы». В древности цари для того, чтобы осуществлять суд, садились на трон. Сесть на престол означало для слушателей Спасителя начать суд. Над кем? Над всеми народами, то есть над всеми людьми, когда-либо жившими на земле. При кончине мира все люди восстанут из мертвых и станут на Суде.

Есть ли возможность избежать этого Суда? Нет! Бог будет судить всех людей без всякого исключения ни для царей, ни для владык, ни для тех, кого при жизни почитали великими и могущественными.

В чем этот суд будет состоять? «И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую».

Спаситель приводит простой и очень понятный людям пример из тогдашней жизни, хотя сейчас тем, кто живет в городах, это не очень понятно. Дело в том, что овцы и козы часто пасутся вместе, и пастухи в это время не разделяют их. Но когда необходимо, их именно так и отделяют – одних ставят в одну сторону, а других – в другую. Таким же образом, как пастух разделяет овец от коз, Бог разделит на две части всех людей. А по какому признаку – мы это видим дальше:

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

И тогда праведники скажут: «Когда же такое было в нашей жизни, чтобы встретили Тебя и оказали Тебе милость»?

«И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда же те скажут: «Когда же такое было в нашей жизни, чтобы встретили Тебя и не оказали Тебе милость»?

«Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

На этом заканчивается сегодняшнее евангельское чтение.

Это Евангелие, дорогие братья и сестры, Церковь читает ровно за седмицу до начала Великого поста.

Грядущий пост весьма необходим для нас. Пост – это заповедь Божия, это та заповедь, которая дана была человеку еще в раю, когда человеку было возбранено вкушать от плодов древа познания добра и зла, и таким образом человек, воздерживаясь от этого вкушения, как мы бы сказали сейчас, постясь, все более и более приближался бы к Богу – через послушание Божией заповеди. Как в Ветхом Завете было установлено отдавать Богу десятину от своего дохода, то и в Новом Завет установлено отдавать десятину от самого времени нашей жизни, ибо по времени Великий пост составляет ровно десятую часть года.

Пост – это время радостное и бодрое, и многие христиане ждут этого времени с радостью и желанием его провести достойно. А другие, напротив, боятся поста и сетуют, что он приближается. На самом деле пост нам очень нужен, но пост именно «истинный и богоприятный».

Как мы будем поститься – это зависит, конечно, от нас, от нашего желания, от того, как мы воодушевимся на это святое делание. Возможно, мы формально будем не есть скоромного, зато все наши любимые греховные болезни и привычки мы сохраним и при себе оставим до Пасхи и после Пасхи, и тогда пост нам не принесет никакой пользы. Возможно, напротив, мы объявим войну своим грехам и страстям, будем вести брань с ними с помощью противоположных этим страстям добрых дел и хотя бы малый шаг сделаем на этом пути. Все это зависит от нашей решимости.

И для того, чтобы пробудить эту решимость в тех, кто не воодушевился примерами кающегося мытаря и вернувшегося блудного сына, Святая Церковь напоминает нам о последнем Суде, который неизбежно ждет каждого.

Будет ли этот Суд праведным? Увы для нас, да! Если за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, то как мы будем отвечать за наши бесчисленные грехи и беззакония? Поэтому и сказано в Священном Писании и читается на каждой вечерне «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? », то есть никто из нас не устоит на Суде, если Господь не простит беззаконий.

Это суд Правды Божией, а Правда Божия нелицеприятна: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» Как можно оправдать грешника, который не покаялся, который намертво прирос к греху, и насильно ввести его в рай?

Что же может нам помочь? Есть какая-нибудь, хотя бы зыбкая и малейшая возможность устоять на этом Суде?

Сегодняшнее Евангелие утверждает, что есть, и не зыбкая, а широко доступная и удобно достигаемая.

Надо всего лишь оказать милость ближнему, зная, что в его лице мы служим Самому Христу.

Поэтому истинный пост должен состоять для нас не только в воздержании от скоромной пищи, но в делах милости и любви. Пост нужен вовсе не для того, чтобы соблюсти обряд, как некоторые думают, а для того, чтобы достигнуть спасения, поэтому к деланию постному нужно отнестись очень серьезно. Конечно, творить дела милости мы призваны не только во время Святой Четыредесятницы, но это время может послужить к исправлению и обновлению нашей жизни.

Итак, дорогие братья и сестры, будем помнить о последнем и Страшном Суде, будем помнить, что у нас есть только одна возможность наследовать на этом Суде участь праведных – творить дела милости и любви по отношению к людям. Давайте так жить и так спасаться, и тогда мы услышим от Господа и Владыки нашей жизни: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», аминь.

Информационный отдел Абаканской епархии