Пасхальное послание архиепископа Абаканского и Хакасского Ионафана пастырям, монашествующим и всем верным чадам церковным, пребывающим в Хакасии

«Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя»

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Ныне торжествуемое Воскресение Христово – это Праздник праздников и Торжество торжеств, которое наполняет наши души радостью, светом, жизнью и надеждой. И это потому, что, как возвещает Божественный Златоуст: «Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Ад огорчися, ибо умертвися: Никтоже убо да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть».

Господь сказал Марфе, придя в Вифанию, где за четыре дня до этого умер Лазарь: «Я есмь Воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25-26).

Своим Воскресением Христос победил и упразднил смерть, пресек самый ее корень, то есть грех, и сокрушил «имущаго державу смерти, сиречь диавола» (Евр. 2, 15).

Поэтому, когда мы со священной радостью воспеваем сегодня неумолкаемую победную песнь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», то этим возвещаем и исповедуем свою веру в то, что все умершие, находящиеся во гробах, близкие нам и дальние, знаемые и незнаемые, отныне приняли через Воскресение Христово Божий дар жизни.

Теперь могилы для нас – не столько вместилища останков умерших, сколько священные хранилища тел людей, которым дарована жизнь Воскресением Христовым, и которые как некие семена готовятся произрасти и принести плод в Царствии Божием.

Воскресение Господа, «Первенца из умерших» (1 Кор 15, 20), происходит внутри священного Гроба. В Великую Субботу Христос «плотию субботствует», то есть Тело Его находится в покое, и Он возлежит как спящий лев из пророчества Иакова: «возлег уснул еси, яко лев и яко скимен, кто возбудит его»? (Быт. 49, 9). Во Гробе Он находится Телом, но «с Душею, яко Бог», Он снизходит во ад. Он приходит туда для того. чтобы Своей животворящей десницей растерзать узы ада, сокрушить вереи вечныя, содержащия связанныя, вывести с Собою «всероднаго Адама».

Какое великое и трогательное событие! «Смерти празднуем умерщвление, иного жития, вечнаго, начало»!

Вот причина того, дорогие отцы, братия и сестры, что богослужение Пасхальной ночи начинается пением канона Великой Субботы и лишь затем поется канон Воскресения, а также причина того, что в православной традиции событие Воскресения изображается как «Схождение Христа во ад», а не как выход Его из Гроба. Разломанные затворы и разбитые ворота, гвозди, цепи и замки, которые изображаются посреди адовых пещер, стремительный порыв Божественных рук, которым распрямляются и изводятся из ада Адам и Ева, – все это ярко живописует свершившееся освобождение людей от власти смерти.

В сегодняшнем праздновании обновляется основа нашей веры в то, что смерти больше нет. Поэтому мы и поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Какая величайшая надежда для каждого из нас и для всего мира!

Всечестные отцы, дорогие братия и сестры, было бы непозволительным нерадением для нас потерять в этом году Праздник Пасхи, а это случилось бы в том случае, если мы ограничились бы только лишь нашими прекрасными Пасхальными обрядами и праздничными обычаями, отложив истинное и духовное празднование.

Все Пасхальное богослужение наполнено побуждениями к духовному, а не только внешнему, торжеству. Отметим немногое:

«Очистим чувствия», то есть давайте очистим наше духовное зрение от темных пятен греховных страстей.

«Друг друга обымем и ненавидящим нас простим вся Воскресением», то есть давайте примиримся со всеми и обнимем с любовью бывших врагов.

«Утренюем утренюю глубоку», то есть давайте стряхнем с себя духовный сон, и, как жены мироносицы, усердно спешившие рано ко Гробу, «радованною ногою», со священной любовью обратим нашу надежду к Воскресшему и примем от Него свет.

«Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите», то есть давайте будем участвовать со страхом Божиим и верою в Божественном Причащении. И тогда мы «просветимся торжеством» и «веселимся Божественне», тогда просветится все наше существование и наполнится «Божественного веселия» разум, сердце и вся наша жизнь.

Желание и молитва нашей Святой Церкви – чтобы Господь всех нас удостоил «чистым сердцем» Его «славити», чтобы Он «умирил нашу жизнь», и чтобы подал нам дар «истее Ему причащатися в невечернем Дни Царствия Его».

Я вам желаю этого от всей души, всечестные отцы, дорогие братия и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

+ ИОНАФАН, АРХИЕПИСКОП АБАКАНСКИЙ И ХАКАССКИЙ

Пасха Христова 2019 г., град Абакан