Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Сретенском ставропигиальном монастыре


2 марта 2020 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святителю Григорию Нисскому принадлежат такие слова: грех не является существенной частью нашей природы, но уклонением от нее.

Действительно, нередко нас посещают мысли о том, что совершаемые нами грехи, особенно грехи плотские, есть не что иное, как действие некоего голоса природы внутри нас, которому тяжело сопротивляться, потому что это было запрограммировано самим существом человеческим. Это глубочайшее заблуждение. Нет такого голоса природы, который не мог бы быть побежден разумом и волей человека, — этим и отличается человек от животного мира. Вот там действительно голос природы имеет непреодолимую силу, но Бог дал человеку разум, свободную волю, силу воли для того, чтобы он умел управлять всеми другими силами.

Именно этим и возвышается человек над всем остальным творением, в этом проявляется в нем Божественный образ. Потому всякий грех, который мы совершаем, несомненно, этот образ омрачает. «Аз есмь образ неизреченныя Твоея славы», — такие слова содержатся в одной из заупокойных молитв. Действительно, человек является образом неизреченной Божественной славы, и для того чтобы поддерживать этот образ, не разрушать его, не превращаться в животное, не уподобляться бессловесным, нам и даются силы — силы разума, силы воли, силы чувств, но, что самое главное, нам дано чудо веры, которая соединяет нас с Божественной силой. И мы способны привлекать Божественную силу смирением пред Богом, в том числе постом и молитвой, для того чтобы благодать Божия управляла нами тогда, когда нашей воли и наших сил не хватает.

Собственно говоря, Великий пост и имеет своей целью, в первую очередь, через опыт молитвы, поста, через опыт воздержания и сформировать в себе некий навык, столь необходимый для нашей повседневной жизни, — навык привлекать силой молитвы помощь Божию к преодолению греховных склонностей и движений плоти, которые посещают каждого человека.

Великий пост — это действительно школа благочестия. Ни в коем случае не стоит терять ни одного дня. Не в том смысле, чтобы каждый день проходил в одном и том же предельном напряжении всех человеческих возможностей, как то бывает в отдельные дни Великого поста, но в том смысле, что поприще Великого поста должно помочь нам сдвинуть фокус нашего внимания из привычной сферы наших повседневных интересов, целей и задач на самое главное — на состояние нашей души.

А для этого нам дается замечательное средство — покаяние. Ведь покаяние есть не просто рассказ священнику о грехах и получение прощения. Покаяние есть некоторое состояние души. Если мысли о своих грехах, если стремление преодолеть их присутствуют более или менее постоянно в нашем сознании, если мы с упованием взираем на Бога, понимая, что Он обладает силой исцелить наши душевные недуги, то это означает, что мы живем подлинной религиозной жизнью, это означает, что Господь близок к нам. И дни Святого и Великого поста являются лучшим временем для того, чтобы воспитать такое отношение к самому себе и, что самое главное, особое чувство Божественного присутствия в своей жизни. А чувство присутствия Бога в нашей жизни есть не что иное, как способность воспринимать Его Божественную благодать, что даруется нам через веру, молитву и пост. И да поможет нам Господь так провести дни Святой Четыредесятницы, чтобы почувствовать Божественное присутствие в своей жизни, укрепить свою веру и, опираясь на силу веры, обретать силы для сопротивления всякому греху, всякой неправде в нашей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси