Патриаршее слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова

Вечером 7 января 2023 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Дорогая наша молодежь!

Всех вас сердечно благодарю за молитву и за добрые слова в мой адрес, а главное, за ту поддержку, которую я как Патриарх чувствую. Патриарх не может быть уверен в своих действиях, он даже не может быть полностью уверен в правильности своих слов, если у него нет обратной связи с людьми, если он не чувствует и не понимает, как его слова и мысли отображаются в мыслях, словах и делах других людей. Но я вижу, как сегодня трудится наша Церковь, совершая богослужения, как несут свой монашеский подвиг подвизающиеся во множестве обителей, как храмы наполняются новыми людьми, которые еще несколько лет назад, наверное, и не думали стать постоянными прихожанами, как вера передается из поколения в поколение, и новое поколение православной молодежи появилось в нашей стране, в то время когда в большинстве стран мира молодежь к вере не приходит. И я благодарю Господа за эту милость над Отечеством нашим, над Церковью нашей, над народом нашим; и благодарю Господа за то, что Он излил на меня милость собственными глазами увидеть и сердцем почувствовать все то, к чему я стремился на протяжении всей своей сознательной жизни — как священник, как архиерей и как Патриарх.

Мы воспеваем замечательный Рождественский гимн «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Он состоит из двух частей: вначале прославление Бога — «слава в вышних Богу», а затем слова, которые должны отображать человеческую реальность — «и на земли мир, в человецех благоволение». И возникает вопрос: а насколько справедлива вторая часть этого Божественного откровения? Разве на земле мир? Разве наслаждаются люди той вестью, которая, будучи осуществленной, могла бы осчастливить род человеческий? Наступил ли мир? Совсем не так! Войны по всему лицу земли, и на просторах исторической Руси идет развязанная иными силами междоусобная брань. Думаю, все мы глубоко сопереживаем тому, что происходит, но особенно надрывается сердце Патриарха. И сегодня моя особая молитва о мире на земле Украины, о том, чтобы сохранилось единство нашей Церкви — несмотря на самые мощные усилия и давление, которое оказываются на епископат, духовенство, верующих, с тем чтобы была разорвана ткань единой Русской Православной Церкви, вышедшей из Киевской купели Крещения.

Так почему же не осуществляется вторая половина ангельского пророчества: «и на земли мир, в человецех благоволение»? Каждому стоит об этом задуматься, и я также, поразмышляв, хотел бы в этот Рождественский вечер поделиться с вами своими мыслями. Две части этого послания от небожителей соединены: «слава в вышних Богу, и на земли мир», то есть восхваление Бога, вера в Бога, преданность Богу есть непременное условие мира на земле. А если первая часть не исполняется, если люди отвергают Бога, хулят Бога, создают цивилизацию мощную, сильную, но полностью обезбоженную, — то какой же на земле мир? Какое благоволение Божие к человекам? Ведь люди отказались от Божиего замысла и о мире, и о человеке, идут собственным безбожным путем, иногда даже сохраняя формально веру в Бога. Но ведь «и на земли мир, в человецех благоволение» — это не просто слова, но слова Священного Писания, слова небожителей, и они должны должны будить нашу христианскую совесть вне зависимости от того, насколько они осуществляются в реальной жизни. Мы должны серьезно воспринимать это Божественное послание, а потому прославлять Бога и в словах, и в телесах, и в душах своих (см. 1 Кор. 6:20), по слову апостола. Это означает, что мы должны крепко хранить веру в сердце — как величайшую святыню, но и как залог, как условие мира и благоволения Божиего в человецех.

Этого не дано знать людям неверующим, незнакомым со Священным Писанием, но ведь это дано знать нам с вами — духовенству, мирянам, Церкви Христовой, Русской Православной Церкви. А потому мы несем особую ответственность и за мир, и за благоволение в человецех. В нашей жизни, в наших делах должна отображаться слава, которую ангелы вознесли над Полем пастушков в Рождественскую ночь: «Слава в вышних Богу». И если этой славе будет посвящена наша жизнь, если, еще раз хочу подчеркнуть, вера с периферии нашей жизни, с редких посещений храма, с формального исполнения неких обрядов превратится в живую силу, которая нас с вами будет вдохновлять на добрые дела, на ограничение своих грехов, на установление мирных отношений с ближними и дальними, если вера актуализируется в нашей жизни — личной, семейной, общественной и, не побоюсь сказать, государственной (потому что государство Российское основано далекими нашими предками на этих же нравственных принципах), — то действительно будет и мир, и в человецех благоволение.

Поэтому, когда мы в следующий раз услышим эти слова, давайте спросим себя самих: а мы посвящаем свою жизнь славе Божией? Как же мы тогда хотим, чтобы были мир, благоволение, успех в жизни, в работе, в семейных делах? А я что Богу отдаю? Я посвящаю Ему хотя бы часть своей жизни? Иногда даже в воскресный день лень в храм пойти, всё никак собраться не можем, чтобы принести покаяние в грехах и причаститься Святых Христовых Таин. Всё откладываем: «Может, в следующее воскресенье? Хотя в следующее воскресенье надо на огород съездить, вскопать, полить»; могут найтись любые поводы лишить нас единого на потребу — общения с Богом.

Вот почему этот Божественный гимн мы должны воспринимать как обращенный к каждому из нас, как вызов нашей христианской совести. И если в ответ на него мы будем реально трудиться во славу Божию, то через наши труды, труды многих других, кто готов идти по этому пути, будет преображаться мир и являться благоволение человекам. Вот об этом мы должны особенно подумать в день Рождества Христова и принять на себя обязательства, о которых я сегодня сказал, — каждый в меру своих сил. Но главное, нужно вывести из тени нашу церковную, религиозную жизнь. Она не должна оставаться на периферии: «Сперва все сделаю, а потом в церковь пойду». Молитва Богу, общение с Богом, причащение Святых Христовых Таин — высочайший приоритет, и если всё это будет поставлено на первое место, то и всё остальное будет получаться, и действительно явятся мир и в человецех благоволение, по крайней мере на просторах исторической Руси, на которую простирается пастырское попечение Русской Православной Церкви.

Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и всех вас, мои дорогие владыки, а в вашем лице — весь епископат нашей Церкви, а в лице духовенства — все духовенство нашей Церкви, а в лице вас, мои дорогие братья и сестры, — всех православных людей, которые и составляют тело нашей Церкви. Эту благодарность еще раз хотел бы сопроводить молитвой ко Господу и Спасителю нашему, дабы Он благословил Церковь нашу, оградил ее от расколов и разделений, обновил наши силы, дал нам способность становиться Его учениками не только по крещению, не только по формальной принадлежности к Церкви, но по искреннему служению Господу, через которое только и можно надеяться на преображение мира сего.

С праздником Рождества Христова всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси