«Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе: с нимиже помилуй нас» (Тропарь пророчества на вечерне праздника)
Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!
Вышереченными словами священный церковный песнописец воспевает великое событие Боговоплощения, как бы призывая и нас верою поклониться Младому Вифлеемскому Отрочати, Который, не переставая быть истинным и Предвечным Богом, ныне смиренно лежит в холоде пещеры, в убогих яслях и в крайней нищете.
Давайте и мы благоговейно склонимся перед этим великим чудом чудес, пред этой «великой благочестия тайной», которую святой апостол Павел выражает следующими словами: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16).
Своим Вочеловечением и ставшим вследствие его возможным Ходатайством пред Богом Отцом Единородный Сын Божий принес страдающему в отчуждении от своего Творца человечеству то, чего ждали на протяжении многих лет все люди, – избавление, возвращение к Богу, очищение, возрождение.
О грядущем пришествии Мессии возвещали пророки, Его прообразовали патриархи, Его, как утешение, ждали праведники Ветхого Завета. Так, у Псалмопевца читаем пророческие слова: «Избавление послал Он народу Своему» (Пс. 110, 9). Люди ждали этого избавления от тьмы греха, от ужаса неведения Бога, беззакония и вечной смерти. Мир нуждался в этом избавлении – хотя он и создан был Богом «хорошо весьма», но, к несчастью, по причине прародительского отступления от своего Творца превратился в игралище бесчисленных бед, скорбей и самой смерти.
До такого крайнего состояния был уничижен образ Божий в человеке, что люди не только наполнили землю кровью и плодами беззаконий, но и «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (1 Рим. 1, 25). Так «род Божий» (Деян. 17, 28) забыл Бога и обожествил силы природы, идолов, и даже самые греховные страсти. Это удивительно, что в такой атмосфере, полной отчаяния и безнадежности, явился Бог, и всецело, кроме греха, воспринял нашу когда-то отчужденную от Него природу для того, чтобы возвести ее к обожению по благодати. Об этом святой апостол Павел пишет: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5, 20).
Событие Рождества Христова, таким образом, является центром всей человеческой истории. Не случайно от него отсчитываются годы всемирной истории. Ежегодное воспоминание Рождества Христова яснее света являет драгоценную для человека истину о том, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16). «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4, 9).
Это явление полноты Божественной Любви побуждает христиан удивляться богатству Божией благости и вместе с тем славить и благодарить своего Спасителя. Святитель Григорий Богослов прекрасно выражает эту благодарность верующего сердца, поэтически как бы повелевая христианину: «Иди со звездою, принеси с волхвами дары — золото, и ливан, и смирну — как Царю, и как Богу, и как умершему ради тебя; прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами» (Слово 38-е). И далее в восторге восклицает: «О новое смешение! О чудное растворение! Сущий начинает бытие; Несозданный созидается; Необъемлемый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубою плотию; Богатящий обнищавает — обнищавает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством» (Там же).
Таким образом, каждому человеку через веру дается возможность возвращения к дарам благодати и Царствия Божия, которое есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Это возвестил Сам Христос: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Сегодняшний великий праздник Рождества Христова всех нас побуждает к светлому торжеству, ибо отныне все народы земли (Быт. 23, 18) возблагословились во Христе, Господе и Потомке Авраама, небесным миром, о котором пели Ангелы – Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14).
Святитель Григорий Нисский изъясняет сокровенный смысл этого пения: «Почему ангелы гласом своим прославляют Божество, созерцаемое в вышних? Потому, ответствуют они, что и на земли мир. Земля, которая прежде была проклята, которая произращала терния и волчцы, земля — страна брани, место изгнания осужденных, — эта земля приняла мир. И все это совершается по благоволению къ людям: Бог нисходит и приобщается человеческой природы, дабы вознести человечество на высоту Божественную (Слово на Рождество Христово).
Дорогие и всечестные отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с Праздником! Давайте всегда и в особенности в эти святые дни помнить, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20, 28). Если мы хотим быть настоящими христианами, то и нам нужно следовать по этому пути.
Благодать и безмерная милость Родившагося нас ради человек и нашего ради спасения (Никео-Цареградский символ веры) Спаса Христа да пребывает со всеми вами.
+ ИОНАФАН,
АРХИЕПИСКОП АБАКАНСКИЙ И ХАКАССКИЙ
Рождество Христово 2019 г., град Абакан