Церковь многие привыкли воспринимать как нечто возвышенное и неземное. Но во всех религиях Всевышний руководит не только духовной жизнью верующих, но и всеми делами, ведь в пище нуждаются и душа, и тело. Поэтому любой храм живет не одними молитвами и Таинствами, но и хозяйственными делами. Разница лишь в том, что в быту мы просто работаем, а в храме все совершается во славу Божию. Даже такое, казалось бы, земное занятие, как выращивание овощей-фруктов.
Пару лет назад, узнав, что при черногорском храме Рождества Пресвятой Богородицы есть небольшой сад и огород, я решила непременно побывать там в пору созревания плодов земли. Встретила меня матушка Екатерина, старшая сестра женской монашеской общины при храме. Садово-огородные дела – ее «епархия».
Мы прошлись между грядами высокорослых томатов, фасоли, кукурузы, кабачков и лука. В саду залюбовались румянобокими персиками, яблочками, сливой. И скажу, агротехника посадок на храмовом подворье несколько отличается от традиционной, есть чему поучиться нашему огороднику. Монахиня Екатерина (Соловьева) поделилась с читателями своими взглядами на земледелие.
– Матушка, расскажите, как пришло увлечение садоводством-огородничеством?
– Когда я 13 лет назад приехала в Черногорск (в Хакасии живу 15 лет), увидела, что при храме заложен хороший сад, но он нуждался в уходе. И хотя до этого никогда садоводством не занималась, засучила рукава. Наверное, воспитание такое (улыбается) – если вижу что-то не так, мимо пройти не могу. Не могу сослаться на то, что не знаю, не умею, не мое.
Сама я родом с Сахалина, с северной его части, где природа прекрасна, но сурова. Приехав с острова во Владивосток, впервые увидела цветение войлочной вишни. Тогда этот плодовый кустарник вызвал восторг, ведь ничего подобного на острове не было! (В свое время довелось побывать в южной части Сахалина в городе Корсаков. Этот городок очень напомнил мне родной Черногорск. Разве что расположен он был на сопках – с улицы на улицу приходилось подниматься по бесконечным лестницам. Но вокруг расстилались не степи, а, с одной стороны – Тихий океан, с другой – все те же сопки, поросшие зелеными и голубыми елями с яркими пятнами «костров рябин» – корр.) Матушка Екатерина родом с другой части острова.
– У нас там лесотундра и море. Очень красиво, но никаких плодовых деревьев, а из кустарников – смородина, крыжовник, да еще садовая земляника растет. А на юге, где вы были – почти субтропики. Вот такие контрасты. На Сахалине произрастает много эндемиков, то есть растений, которых больше нигде не встретишь. И вот я первые шаги в садоводстве сделала здесь, в Черногорске. Сами понимаете, знаний катастрофически не хватало, опытных людей рядом не оказалось, пришлось засесть за книги и журналы. Опыт приходил непросто, поначалу наделала много ошибок, даже загубила одно дерево. Батюшка до сих пор пеняет, – не вмешивайся, мол, пусть растут, как хотят. А я так не могу – везде должен быть порядок, даже у деревьев.
– Когда мы гуляли с вами по саду, я увидела много лекарственных трав. Вы продолжаете традицию монастырских лекарственных огородов?
– Это увлечение пришло чуть позже. Я против традиционных напитков – чая и кофе. И святые отцы говорят, что от них возникает зависимость, кроме того, они горячат кровь, поэтому монахам чай и кофе пить не желательно. Ведь монах должен стремиться к тому, чтобы жить в гармонии, а плоть не должна преобладать над духом. Поэтому всегда пью травяные чаи или зеленый чай. На Сахалине ощущался дефицит овощей, фруктов и, чтобы восполнить нехватку витаминов, мы питались, можно сказать, подножным кормом. С огорода ели практически любую зелень – в салаты шли листья одуванчика, мокрец, петрушка, укропчик и редиска вместе с ботвой. Когда приехала в Сибирь, увидела, что сибиряки в еде очень консервативны, кроме мяса и знать-то ни о чем не хотят. (Действительно, лет 25 назад главной витаминной зеленью на нашем столе были лук, чеснок и укроп. Основными овощными культурами – картофель, томат, белокочанная капуста, огурцы. Даже кабачки и тыкву выращивали редко и то, в основном, на корм скоту. Болгарский перец можно было встретить далеко не в каждом огороде, а баклажаны – и того реже. Это и понятно. Хакасию хоть и называют второй Швейцарией, но эта зона рискового земледелия, и нежные южные культуры требуют финансовых и трудовых затрат. Вначале их нужно лелеять на подоконнике, потом в парнике, затем укрывать на грядах от жары и холода или возводить теплицы. Однако, в 90-е годы в республике начался дачный бум, на рынок хлынули семена невиданных культур в красочных глянцевых пакетиках – физалис, мангольд, спаржевая фасоль… Привычные томаты, перцы, баклажаны и кабачки – десятков сортов. Наш стол обогатился тогда незнакомыми зелеными культурами и, наряду с привычными луком, чесноком и укропом в меню появились листовые и кочанные салаты, горчица, кудрявая петрушка, шпинат и много чего еще). Первое, что стали выращивать – всевозможную зелень, которая может произрастать в наших условиях. Поначалу раздавались возмущенные возгласы, что, мол, сейчас не война, чтобы траву есть. Но потихоньку листовые культуры пришлись по вкусу, и сейчас даже спрашивают, а где зелень? Повторюсь, монахини пьют только травяной чай. На сушку идет все, что растет в саду. Это и лист малины, и смородины, яблони, вишни. Это также мята, мелисса, календула, клевер. И базилик с шишками хмеля в чай для аромата добавляем. (Этим чаем меня угостили.Чашечку горячего напитка выпила с удовольствием, он очень запашистый, с приятным вкусом).
– Не думали открыть производство монастырского чая для прихожан?
– В церковную лавку отдаем совсем чуть-чуть, излишек. Увы, рабочих рук на заготовку не хватает. (Хотя церковь живет по своему уставу, но, как и большому миру, ей не уйти от перемен в обществе. Например, пришлось отказаться от влаголюбивых культур – капусты и лука. Их нужно очень много, но выращивать в таких объемах – полив через водосчетчик – накладно, да и платить нужно за уход, своих рук не хватает. Легче осенью купить на рынке).
– Матушка, на первый взгляд в вашем огороде сорнякам живется вольготно – не увидишь дорожек без единой травинки, приствольные круги у деревьев покрыты растениями…
– Да, это так, поскольку в агротехнике я стараюсь придерживаться методов природного земледелия. Вы правы, в нашем огороде практически нет участков голой земли. Вначале было иначе. Когда приехала, увидела «серьезный» подход – нигде не должно быть ни одной травинки. Тогда родился внутренний протест. Разве в природе встречается такое? Оглянитесь – кругом все намешано, а голая почва – это признак аномалии. Она, не покрытая травами, страдает – ей жарко от горячих лучей солнца, она иссыхает и трескается, выдувается ветром. Интуитивно почувствовала, что так быть не должно. Как раз на глаза попалась литература по методу природного земледелия. Во-первых, это смешанные посадки. Во-вторых, земля всегда должна быть покрыта растениями. Нужны и сорняки, ведь они выполняют свою роль, но держать их нужно в узде. Сорняки не должны подавить культурные растения, зато у культурных появляется конкуренция, чтобы выжить. В общем, занялась огородничеством по необходимости, а когда втянулась, появился интерес. Затем возникла идея создания лекарственного огорода. Чтобы было и красиво, и для пользы. Я человек рациональный, поэтому считаю, что любое растение должно приносить пользу. Поэтому все растения, которые произрастают в нашем саду, – функциональны. Бархатцы и календула, например, отпугивают вредителей. Календула – в простонародье «ноготки» – растение очень полезное. А вот островок лофанта тибетского широко используется в практике тибетских монахов, отчего и произошло его название. Это растение поистине уникальное – очень сильный иммуномодулятор. Он напоминает мелиссу лимонную, но с более ярким ароматом и вкусом. В чай можно добавлять чуть-чуть. Кстати, мы экспериментируем с приготовлением травяных ферментированных чаев, возрождая русские старинные обычаи.
– Речь, наверное, пойдет о знаменитом капорском чае, изготавливаемом из листьев иван-чая или кипрея?
– Да. В этом году ехать за иван-чаем пришлось довольно далеко, за Кочергино, потому что он растет по березнякам. Сделали на пробу, и скажу, что процесс ферментации трудоемкий, но результат превосходит ожидания – получается вкусный, ароматный и очень полезный напиток.
– Не поделитесь рецептом?
– Вначале листья подвяливают в условиях проветриваемого помещения, затем сырье нужно подготовить так, чтобы из него пошел сок. Можно прокрутить через мясорубку, можно завернуть в ткань и бить колотушкой, можно потолочь в какой-то емкости. Когда листья дадут сок, их под влажной салфеткой выдерживают 5-6 часов в емкости. Когда от сырья пойдет фруктовый аромат, можно сушить. Лучше всего в специальной сушилке, где выставляется нужная температура, чтобы масса не заплесневела. И, кстати, ферментировать можно любые растения, не только иван-чай.
– А это что за красивая лиана?
– С детства ходила в походы и очень люблю дикую, не тронутую цивилизацией, природу. А на Сахалине – дикая природа – это такой восторг, такое видовое разнообразие растений! Признаюсь, несмотря на то, что столько лет в Хакасии, по-прежнему скучаю по родине. И вот эта лиана лимонника напоминает мне об острове. Это очень полезное растение, которое помогает восстанавливать силы. Популярно у охотников, ведь достаточно разжевать несколько ягод, чтобы ощутить прилив энергии. По своим свойствам оно стоит в одном ряду с женьшенем. Вкус сушеных ягод очень интересный – вначале с кислинкой, а потом появляется приятный хвойный привкус. Лиана растет довольно быстро – посмотрите, на третий год обвила высокую стену и дала первый урожай. Так что климат Хакасии пришелся вполне по душе восточному гостю.
– Но сад-огород нуждается в защите от вредителей, полчища которых так и норовят уничтожить урожай. Как защищаете своих питомцев?
– Никакой химии. Единственный препарат, которым проводим обработки – фитоверм. Его получают из продуктов жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, поэтому он безопасен. Опрыскиваем настоями любистока, чистотела, табачной пыли, древесной золы. Но главный упор – на восстановление природного баланса полезных насекомых и вредителей. Для этого нужно знать, что полезные насекомые энтомофаги (хищники и паразиты) предпочитают определенные растения. Например, зонтичные или сложноцветные – одуванчик и ромашку (которые мы так нещадно искореняем), а вредители не любят календулу и бархатцы. Одуванчик к тому же стимулирует рост культурных растений. А жуки-охотники жужелицы любят камушки. (Действительно, работая в саду или в огороде, можно часто видеть, как вдруг неожиданно появляется жук темного цвета с длинными ногами и мощными челюстями. Многие дачники не знают об огромной пользе этих жуков для сада и огорода, а нередко даже уничтожают их. А ведь они могут стать нашими союзниками, поскольку жужелицы поедают гусениц, куколок, личинок и взрослых садово-огородных вредителей. Например, за лето один жук уничтожает от 120 до 360 пядениц и листоверток). Химические препараты, в первую очередь, вредят полезным насекомым, и как вы ни бейтесь, если на вредителей в саду не будет достаточного количества охотников, их не победить. (На что обратила внимание – на прихрамовом участке раскинулись шикарные соцветия укропа и других зонтичных. И вспомнила, как в последние годы в своем огороде тщетно пыталась вырастить морковь на семена – на соцветия набрасывался какой-то вредитель, опутывая их коконом паутины, в котором жили мелкие гусеницы. То же происходило и с укропом, и с тмином. Понятное дело – поливать ядом растения не будешь, как есть-то потом? Вот и отдавала на потребу прожорливым гусеницам весь урожай. А, оказывается, спасти его могли божьи коровки и златоглазки. И если первых мы хорошо знаем с детства, то столько златоглазок, порхающих между ветвей, с удивлением увидела только здесь).
“Правда, похожи на сказочных эльфов?” – спросила матушка, показывая на стайку воздушных созданий. (И в самом деле, нежно-зеленые златоглазки размером чуть больше сантиметра с прозрачными крылышками, производят такое впечатление. А название свое они получили за выступающие глаза с ярким металлическим блеском. Так вот, эти нежные создания – очень прожорливые хищники, которые уничтожают множество мягкотелых вредителей. Недаром личинок этих насекомых называют тлёвыми львами. И теперь сотни этих охотников защищают деревья и гряды монастырского участка. Как говорит матушка, в этом году ранней весной златоглазки «табунами» летали. Им помогают божьи коровки, которые появились здесь не вдруг. Можно сказать, их совсем не было после применения ядохимикатов. Божьих коровок матушка специально привезла из поселка Сизая, куда ездила в храм святой мученицы Евдокии).
– Смотрю, там такая благодать – стайки этих насекомых буквально повсюду. Собрала их аккуратно совочком со стен храма и привезла сюда. Новоселы прижились, теперь тли в саду почти нет.
Знаете, придешь в сад, – такая тишина на душе… Божьи коровки летают, порхают стайки златоглазок, птицы поют. Радость на сердце, как будто не в центре города, а в оазисе стоит наш храм. У нас удачное расположение – от улицы Советская сад закрывают зеленые посадки Парка шахтеров, с другой стороны – церковные здания. Создается такой микроклимат, что даже в неблагоприятные зимы не вымерзли абрикосы и груши. (Абрикосы в монастырском саду действительно хороши. На одном дереве – рясные, крупные, клонят урожаем ветви к земле, на другом количество плодов поменьше, но они еще крупнее – это местный районированный сорт Байкалова, в этом году плодоносит впервые).
– А чем удобряете почву?
– Главное удобрение – компост. Его готовим сами (в дальнем уголке хоздвора зреют несколько куч из растительных остатков). В компост добавляем микробиологические препараты серии «Сияние», чтобы обогатить его полезными бактериями. И это очень важно, ведь эти бактерии и производят гумус, нужный для питания растений. Бактерии помогают минеральные удобрения перевести в органические. И растения тогда сами возьмут, что им нужно. Но когда в почву без меры вносят «минералку», это то же самое, что подсадить растения на наркотики. Они получают все готовенькое, становятся нежизнеспособными, начинают болеть. Так что пусть поборются за место под солнцем, вот тогда вырастут крепкими, смогут дать хороший урожай.
– Большой участок огорода отведен под картофель…
– Картофель выращиваем сортовой. И здесь тоже отошли от традиций. Считаю, например, что нужно брать во внимание состав наших легких почв, не задерживающих влагу, продуваемых ветрами, и сажать глубже – не на гребни, как принято, а, наоборот, в траншеи. И потом подгребать почву к кустам, выравнивая поверхность. Плюс ландшафтный дизайнер посоветовал в лунку добавлять немного бентонитовой глины, которая хорошо удерживает влагу. Процесс копки – трудоемкий. Семена отбираем по рекомендациям опытных огородников. Не так, что свалили в общую кучу, а потом выбрали оттуда мелочь, и – готово. Нет. Такой подход приводит к вырождению сортов. Клубни с каждого куста кладем отдельными кучками в рядок. Затем смотрим количество, чтобы были ровные, одинаковые по размеру. И семена отбираем только с самых урожайных. Затем оставляем под навесом, где картофель просушивается, еще раз перебираем, отбраковывая подозрительные клубни. На зиму ботву с огорода не убираем, ведь стебли кукурузы, салата, томатов, бархатцев держат корнями почву, защищая участок от ветра, задерживая снег. Например, ботву моркови рубим заточенной лопатой и оставляем на грядах для той же цели. И готовим гряду непосредственно перед посадкой. А сажаем все в некопаную землю, работая плоскорезом Фокина. Снимаем прошлогоднюю мульчу на тропинку, плоскорезом почву рыхлим, все садим, накрываем нетканым материалом. Когда всходы подросли, укрывной материал снимаем и постепенно возвращаем мульчу из междурядий на место.
Беседовала Марина Задорожная.
Р.S. Сегодня сад и огород подготовлены к зимовке, почти все плоды земли переработаны и убраны на хранение. А еще месяц назад на кухне кипела работа – перебирали, мыли, сушили, солили. Как сказала матушка Екатерина, рабочих рук остро не хватало, а сестры в монашеской общине и многие помощницы – преклонного возраста, не все им по силам. Поэтому и сегодня в храме ждут помощников. Можно прийти ненадолго, даже на час – два и, пожертвовав время и силы, принести пользу храму и еще больше – своей душе, ведь потрудиться здесь – большая благодать.
В тему…
Органическое или природное земледелие основано на бережном обращении с почвой. Оно менее трудоемко по сравнению с традиционным, поскольку землю не копают и не пашут, а лишь поверхностно взрыхляют на глубину 5-10 см. Для этого, например, используют плоскорез Фокина. А для удобрения почвы и защиты растений от болезней и вредителей применяются только органические биоудобрения и биопрепараты.
Основоположником органического земледелия является русский ученый – агроном И.Е.Овсинский. Он испытывал его в течение 10 лет на территории российских губерний и на основании этого опыта написал в 1899 году книгу «Новая система земледелия». В ней он доказал, что интенсивное воздействие на почву не оправдывает себя. Постоянное перекапывание, рыхление, применение химикатов только вредят почве, что сказывается на урожае и его качестве. При органическом земледелии большое значение придается мульчированию почвы, т.е. ее защите укрывным материалом. Мульчирование не позволяет почве сильно переохлаждаться или нагреваться солнечными лучами, оно препятствует значительному испарению влаги и росту сорняков. В природе почва всегда прикрыта растущей или засохшей травой, опавшими листьями и потому не пересыхает летом и в меньшей степени промерзает зимой. Мульча создает благоприятные условия для жизни живых организмов и также защищает почву от эрозии под воздействием воды и ветра.
Газета «Черногорский рабочий»