24 сентября 2016 года, в субботу пред Воздвижением, день памяти преподобного Силуана Афонского (1938), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы и матушки игумении! Братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Силуана, старца Афонского, особенно в связи с тем, что в этот день мы прощаемся с его святыми останками, с его мощами, которые по милости Божией и с благословения Святой Горы Афон пребывали на Руси, давая людям утешение души и ослабу телесных недугов.
Более 300 тысяч верующих наших принесли свои молитвы ко главе святого преподобного Силуана. И сегодня, в субботу перед Воздвижением, в каковую мы и совершили это особое прославление преподобного Силуана здесь, во граде Москве, в день его памяти, читалось апостольское Послание к Коринфянам (1Кор. 4:1-5), где апостол Павел говорит: «Мы проповедуем мудрость не века сего, мы проповедуем премудрость Божию, в тайне сокровенную, которую Бог предназначил в конце веков к славе нашей».
Что же это за человеческая премудрость, которую мы не проповедуем? Это человеческие знания о мире, о космосе, о природе, о самом человеке — это так называемые научные знания. Церковь в своих проповедях научных знаний не проповедует. Она их не отрицает, она их приветствует, она поддерживает подвиг людей, изучающих мир и человека, но она не имеет никакого права от Бога эти знания проповедовать. Более того, когда и в прошлом было вот так — и это, к счастью, не в Православной Церкви — когда церковь восхищала право не просто проповедовать научные знания, но включать научные знания в вероучение, то это кончалось катастрофой. Потому что в какой-то момент знания, которые христиане считали богооткровенными, совсем таковыми не являлись. И появлялись новые знания, опровергающие старые знания. И тогда носители нового знания вступали в конфликт, в том числе, и с христианскими авторитетами запада. Всем известна эта страшная история инквизиции на Западе. Она, в том числе, была связана именно с тем, что западные христиане восхитили право проповедовать то, что принадлежало мирскому знанию.
А мы проповедуем, по слову апостола, премудрость Божию, в тайне сокровенную, которую Бог предназначил в конце века для славы нашей. О какой тайне идет речь и как можно проповедовать тайну? Ведь тайна сокрыта. Как же можно проповедовать то, чего не знаешь? Тайна Божия была сокрыта, но через творение мира и человека эта тайна была открыта людям. И эту от века сокрытую тайну в недрах Божественной жизни узнали первые люди Адам и Ева. Они узнали, что главным в жизни мира, Вселенной, всего творения, в жизни человека является только одно — это общение с Творцом. Все остальное вторично. Любая высота человеческого знания — ничто перед этой открытой Богом тайной Своего замысла о мире и человеке. И когда эту величайшую истину и ценность первые люди не удержали и предали, и произошел переворот во всей человеческой истории. И Божественная тайна, от века сокрытая, стала закрываться и для сынов и дочерей человеческих.
Но ведь именно общение с Богом есть условие жизни личности, всего творения, всего космоса, всего того, что мы имеем, что видят глаза наши и что осязают руки наши. В основе всего — величайшая истина: бытие зависит от Бога. И если люди желают поддерживать бытие мира сего, свою собственную жизнь, жизнь всего рода человеческого, они должны во главу угла поставить свое общение с Богом. Как в науке, изучающей как бы внешнюю сторону Божественного творения, есть выдающиеся личности, великие ученые, имена которых знает история, так и в познании Божественной тайны бытия есть гении, которые не только умом, но опытом своей жизни поняли, что означает эта тайна богообщения. Это святые люди, часто внешне для мира ничем не приметные, скромные, нередко уединенно живущие от мира, одевающие на себя скромные монашеские одежды, пребывающие в затворе, в постничестве, в молитве. И внешнему человеку трудно понять даже эту сокровенную от него тайну, что происходит в душе человека, который главной целью своей жизни поставил общение с Богом. Но именно через это общение преображается жизнь человека. Он опытно понимает и даже чувствует, что есть цель человеческого бытия, он реально соприкасается со Творцом. И в ответ на это общение, которое человек напряжением своих сил, воли приуготовляет, Господь отвечает великим даром благодати. Эти люди как бы в своей личности преодолевают пространство и время. Еще живя на земле, они уже живут в вечности. Их имена сохраняются в памяти Церкви, даже если это были очень малоизвестные в то время люди. И вот одним из таких гениев духа, созерцателем Божественной тайны, Божественной премудрости, явленно/ый Богом для славы человеческой, и был преподобный афонский старец Силуан.
Назовите мне еще сейчас какого-нибудь выдающегося человека, поклониться останкам которого пришло бы в нашей стране за короткий период более 300 тысяч человек. Никому это не дано — великим политикам, ни великим ученым, ни культурным деятелям, ни писателям, ни поэтам. Это дано святым людям. И наша любовь к святым ведь не является просто эмоциональным переживанием — какое может быть эмоциональное переживание, когда прикладываешься к главе давно умершего человека! Это не эмоциональное переживание — это благодать Божия, проистекающая от святых останков, от мощей. Мы соприкасаемся через поклонение святым угодникам к той самой премудрости Божией, в тайне сокровенной, которую Бог явил в конце веков для славы нашей. И эта премудрость славой Божественной воссияла в жизни святых людей.
Многие, кто приходил в эти дни к преподобному Силуану, реально почувствовали его помощь. У меня есть такие свидетельства. И так оно и должно быть, иначе быть не может. Только когда мы получаем ответ свыше, мы укрепляемся в вере и на этом ответе свыше собственно и основывается вся наша вера. Сейчас мы проводим честную главу преподобного Силуана, но это не человеческие, не обычные проводы. Когда мы прощаемся с человеком и не знаем, увидим его когда-нибудь или не увидим, и мы не знаем, будет ли когда-нибудь еще глава преподобного Силуана с нами, но прощание со святыней это не есть прощание в нашем обычном смысле и понимании этого слова. Потому что со святыми не прощаются. Святые вместе с нами составляют Церковь Божию, они там, в Церкви Небесной прославлены, а мы здесь, в Церкви земной, воинствующей с грехом. Но мы одна Церковь и святые угодники вместе с нами невидимо предстоят и служат Господу. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Силуана, старца Афонского, да благословит Господь всю Землю Русскую, да благословит Господь державу Российскую, да благословит Господь Церковь нашу Русскую, хранительницу духовного единства нашего народа. И молитвами преподобного да укрепит Господь веру в сердцах и умах современных людей, сердцем и умом сознающих близость Божественного присутствия в нашей жизни. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси