5 апреля 2018 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.
Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с Великим Четвергом— праздником, приравненным к двунадесятым в связи с воспоминанием в этот день событий, судьбоносных для всей последующей истории человеческого рода.
Господь, накануне Своих страданий, совершил по еврейскому обычаю ритуальную Пасхальную вечерю, на которой особым образом, не соответствовавшим общему порядку ее проведения, благословил хлеб и вино, указав ученикам, что благословляемые хлеб и вино в чаше являются Его подлинными Телом и Кровью. И повелел совершать это таинственное действие до скончания века.
Мы называем таинствами Церкви такие действия, которые силой благодати Божией соделывают нас соучастниками событий, положенных в основу будущих таинств Самим Господом Иисусом Христом. Размышляя о Святой Евхаристии, многие впадают в крайности и заблуждения, утверждая, будто Евхаристия есть повторение или продолжение Тайной Вечери. Никакого повторения и тем более продолжения не происходит, но силой Святого Духа, совершая Таинство Святой Евхаристии, Святая Церковь соучаствует в той самой Тайной Вечери, когда Сам Господь Иисус Христос благословил хлеб и вино, претворив их в истинное Свое Тело и в истинную Свою Кровь. Силой Святого Духа мы преодолеваем и пространство, и время, потому что у Бога нет времени и пространства, и становимся соучастниками Тайной Вечери. И это особенно переживается в нынешний день, Великий Четверг, когда мы вспоминаем учреждение Таинства Святой Евхаристии, претворение хлеба и вина в истинное Тело и в истинную Кровь на Тайной Вечери, совершенное Самим Господом в преддверии Его страданий.
Сама Церковь является таинством, потому что Церковь есть Церковь Духа Святого. И в каком-то смысле все совершаемое в Церкви при содействии Святого Духа является таинством— таинством, которое соединяет нас с жизнью, страданиями, смертью, Воскресением, Вознесением и на небесах седением Господа и Спасителя нашего. Церковь— это то, что существует вне времени и пространства силой Святого Духа, хотя каждый из членов Церкви земной, пребывающий в теле, привязан и ко времени, и к пространству. Через Святую Евхаристию мы соприкасаемся с иным миром, миром горним. Для нас Святая Евхаристия— это окно в небо, это окно в вечность, это окно в иной мир. Вот почему так важно для христианина причащаться Святых Христовых Таин, посещая Божественную Литургию. Конечно, причащение не должно становиться некой привычкой, неким обыкновением— «пришел, значит причастился». Каждый из нас должен в меру сил готовить себя к тому, чтобы прикоснуться к великой святыне— к подлинному Телу и подлинной Крови Христа Спасителя. Но если мы станем приходить на Божественную литургию не только для того, чтобы постоять и помолиться (чего никогда не было в древней Церкви, ибо приходящие на Литургию всегда становились участниками Святой Евхаристии), если мы выработаем в себе благочестивый навык предвосхищать принятие Святых Тела и Крови Спасителя должным приуготовлением, то жизнь наша изменится. Сила Святого Духа будет касаться нас не время от времени, не от случая к случаю, а регулярно, восхищая нас, грешных и недостойных, через истинное исповедование грехов своих и через причастие Тела и Крови Господней в Божественное Царство,— в те мгновения, светлые, радостные, непостижимые, которыми сопровождается наше участие в Святой Евхаристии.
Для христиан древности, как и на протяжении всей истории, особенно во времена гонений, искушений, соблазнов, именно евхаристическое собрание верных во главе с епископом, в присутствии пресвитеров, окружающих трапезу Господню, было той духовной крепостью, которая силой благодати Божией вдохновляла людей на великие деяния, на способность преодолевать гонения, на способность отражать приложения греха, на способность жить по-христиански, несмотря на все трудности исторического момента. Вот и сегодня мы не можем сказать, что время, в которое мы живем,— легкое. Оно может восприниматься невнимательным наблюдателем как легкое, потому что стало доступно многое из того, что ранее было вообще невозможно. Это и длительные путешествия, это и знакомство с миром, это потребление большого количества информации, это иной уровень жизни, но, несмотря на несомненный материальный прогресс, жизнь людей не становится легче и тем более проще. Нужно обладать духовным зрением, духовной силой, чтобы и в этой современной жизни различать духов, отгонять от себя молитвой, постом и глубокой верой во Христа прикосновение духов злобы поднебесных (Ефес.6:12) и открывать свое сердце навстречу Духу Божиему, способному из камней сих соделать детей Аврааму (Мф.3:9). Церковь Христова, совершающая Святую Евхаристию, обладает силой преображать человека и человеческое общество. Вот почему сменяются времена и эпохи, но самое великое свершение и дело, которое происходит под небесами, есть совершение Святой Евхаристии, соединяющей небо и землю, Божественное и человеческое, для того чтобы человек был способен оторваться от земли и приблизиться к Божественному миру. Аминь.
Информационный отдел Абаканской епархии