2 мая 2024 года, в Великий Четверг, Преосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский, возглавил совершение Божественной Литургии по чину святителя Василия Великого в соединении с Великой вечерней в Спасо-Преображенском кафедральном соборе столицы Хакасии.
Владыке сослужили клирики собора в пресвитерском и диаконском сане. Литургические песнопения исполнил архиерейский хор собора.
За Литургией Управляющий епархией возложил на протоиерея Иоанна Комарова Патриаршую награду – крест с украшениями, правом ношения которого он был удостоен во внимание к пастырским трудам, к Празднику Святой Пасхи и в связи с приближаюимся 90-летием..
Особенностью богослужения Великого Четверга является пение вместо Херувимской песни, причастна, «Да исполнятся уста наша», а также во время причащения, песнопения «Вечери Твоея тайныя днесь».
В воспоминание умовения ног Спасителем Своим ученикам на Тайной Вечери Владыка совершил чин умовения ног.
По заамвонной молитве хор исполнил на музыку А. Львова песнопения из чина священного умовения — «Союзом любве», «Лентием препоясася», «Уне тебе, бяше, Иуда». В это время диаконы вынесли из алтаря Евангелие и сосуд с водой, накрытый лентием, а вслед за ними вышел и сел на уготованное кресло архиерей.
По попарном приведении диаконами и посаждении на уготованные скамьи двенадцати священников, при чтении ими псалма 50-го, протодиаконом была возглашена мирная ектения с особыми прошениями, а Владыкой прочитана молитва.
Затем, при чтении Евангелия умовения, архиерей разоблачился, сняв верхние священные одеяния, влил воду в умывальницу и омыл ноги каждому из священников. При умовении ног старшего священника был воспроизведен диалог Господа с апостолом Петром.
Затем диаконом было начато чтение заключительного Евангелия, которое, вновь облачившись, завершил архиерей, сидя на кафедре. Закончился чин чтением особой молитвы.
По окончании Литургии архипастырь проповедовал, а также поздравил многочисленных причастников.
* * *
Синаксарь Святого и Великого Четверга
Во Святой и Великий Четверток божественные отцы, все прекрасно устроившие, по преемству от божественных апостолов и евангелистов, заповедали нам совершать четыре празднества: святое умовение, Тайную вечерю, то есть преподание нам страшных тайн, необычайную молитву и воспоминание предательства.
Стихи на умовение
Бог, Коего нога ступала древле в Эдеме, на вечери умывает ноги учеников.
Стихи на Тайную вечерю
Двоякая вечеря: ибо она предлагает и Пасху законную и Пасху новую — Кровь и Тело Господа.
Стихи на божественную молитву
Ты молишься, Христе, — ужас и капли запекшейся крови на лице Твоем! Но этой молитвой Ты искушаешь враждебную смерть!
Стихи на предательство
О развратители народа! К чему мечи, к чему дреколья — на Того, Кто согласен умереть для искупления мира?
Так как еврейская Пасха имела совершиться в пятницу, а надлежало, чтобы вслед за образом последовала и самая истина, чтобы, то есть точно так же Пасха — Христос принес Себя в жертву за нас, посему Господь наш Иисус Христос, как говорят божественные отцы, предварительно совершает ее с учениками в вечер четвертка. Ибо этот вечер и вся пятница считается у евреев за один день — так они измеряют время, называя нощеденствием. Совершил Он тогда Пасху с учениками, как говорили некоторые и в числе их божественный Златоуст, по закону: стоя на ногах и опираясь на посохи и прочее, как повелевает закон, чтобы не оказаться нарушителем закона. Все это приготовил Зеведей. Ибо он-то и нес кувшин воды, как говорит великий Афанасий, хотя другие говорили об этом различно. Потом, показывая ученикам более совершенное, преподает в горнице, уже при наступлении ночи, таинственную Пасху ради нас. Ибо, когда была вечеря, говорят, Он возлег с двенадцатью. Заметь, что это была не законная Пасха, ибо здесь и вечеря и возлежащие и хлеб и вода, а там все печеное огнем и бесквасное. Пред начатием вечери (так говорит божественный Златоуст) восстает, снимает одежды, наливает воду в умывальницу, Сам лично исполняя все. Он и вразумляет Иуду и напоминает ученикам, чтобы они не искали первенства, как убеждает их и после умовения, говоря: «Желающий быть первым да будет последним из всех», причем представляет Себя Самого в пример. Кажется, что прежде всех Христос омыл Иуду, севшего по безрассудству на первое место, потом же приходит к Петру. Сей, более пылкий, чем прочие, возбраняет учителю, а затем предлагает более, чем можно. Итак, умыв ноги их и указав необычное возвышение чрез уничижение, Он снова надел одежду и, возлегши, убеждает любить друг друга и не искать первенства. Когда они ели, Он заводит краткую речь о предательстве, а как ученики устрашились при этой речи, Иисус тихо говорит одному только Иоанну: «Тот, кому Я, обмакнув, кусок подам, есть предающий Меня». Ибо если бы узнал это Петр, то, как более всех пылкий, задушил бы его. И еще: «Опустивший со Мною руку в блюдо», — то и другое случилось. Потом немного спустя, взявши хлеб, говорит: «Приимите, ядите»; подобно и чашу: «Пейте из нее все: сие есть Кровь Моя Нового Завета, сие творите в Мое воспоминание». Между тем, совершая сие, Он и Сам ел и пил с ними. Смотри, Он тело Свое называет αρτον (квасным хлебом, а не бесквасным αςημα), да будет же стыдно тем, которые для жертвы приносят пресный хлеб. После куска вошел в Иуду сатана, который прежде только искушал его, а теперь окончательно вселился. И, пошедши, говорит, заключил условие с первосвященниками предать Его за тридцать сребреников.
Ученики же после вечери пошли на гору Елеонскую в некое селение, называемое Гефсимания. Спустя некоторое время говорит им Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь». Но Петр говорит: «Если даже все, но я не отрекусь от Тебя». А Он говорит: «Прежде нежели пропоет петух, дважды, трижды отречешься от Меня». Ибо в то время, как Его водили к судиям, поет петух, и не раз, но два и три. Так и случилось, потому что Петр был объят безмерным страхом, а Бог показал слабость человеческого естества с тем именно намерением, чтобы Петр, которому Он поручил вселенную, познав в себе шаткость естества, был снисходителен к согрешающим; сверх того, троекратное отречение Петра изображало грех всех людей против Бога: первый — что Адам преступил заповедь; второй — преступление писанного закона; и третий — сокрушение казнь Самого воплощенного Слова. Этот грех впоследствии Он исцелил через троекратное покаяние, трижды вопросив: «Петр, любишь ли Меня?»
После сего, показывая человеческое естество, что для всех страшна смерть, говорит ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно»; и, отшедши, как бы на вержение камня, молился трижды, говоря: «Отче Мой, если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». И еще: «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия». Это Он говорил и как человек, а также хитро обходя диавола, чтобы он по этому страху счел и Его за человека и не воспрепятствовал таинству крестной смерти. Возвратившись и нашедши учеников погруженными в сон, обращается к Петру, говоря: «Так ли не могли вы и один час бодрствовать и бдеть со Мною? И ты, обещавшийся подвизаться даже до смерти, спишь с прочими?» Перешедши за поток Кедрон, где был сад, вошел туда с учениками.
Он имел обыкновение ходить туда постоянно, поэтому-то Иуда знал место. И вот он, взяв отряд воинов, в сопровождении народа, пошел на Иисуса, дав им знак чрез целование. Часто Он, быв задержан, незримо проходил среди врагов; здесь же Христос Сам первый выходит к ним, говоря: «Кого вы ищете?» Они и тут Его не узнали, и не потому, чтобы ночь препятствовала; ибо были светила и зажжены были светильники, но, впадши в страх, они отступили. Когда они возвратились, Сам Он отвечал им. Когда Иуда подал знак, Христос говорит: «Друг, для чего ты здесь?» — то есть: «Иуда, пришло время тому, за чем ты пришел». И затем говорит: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня?» А пришли они ночью, чтобы не произошло возмущения в народе. Тогда весьма пылкий Петр, извлекши нож (а они только от вечери и были к ней подготовлены), ударив раба первосвященника, по имени Малх, отрезал правое ухо; повествование, между прочим, дает разуметь, что первосвященник не хорошо слышал и толковал закон. Христос вразумляет Петра, что ученику духовного Мужа нехорошо прибегать к ножу — ухо Малха Он исцеляет. Взявшие Иисуса ведут Его, связанного, в дом первосвященника Анны, который был тесть Каиафы, ибо там уже собрались фарисеи и книжники, умышлявшие против Христа. Здесь происходят события, касающиеся Петра и служанки, и его отречение; и как ночь была в половине, то петух пропел трижды. Он же, вспомнив, горько заплакал. Поскольку время приближалось уже к утру, то ведут Христа к первосвященнику Каиафе от Анны, там Он принял заплевания, и были посланы лжесвидетели. Но лишь рассвело, Каиафа отсылает Его к Пилату. Ведшие же Его, говорит, не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Можно вывести такое заключение, что первосвященники и фарисеи поступили тогда противозаконно, отложив пасху, как говорит божественный Златоуст, ибо надлежало им есть ее в ту ночь, но они переложили ее ради убиения Христа. А что тогда надлежало ее есть, это показал Христос, вкушающий ее ночью, прежде Своей вечери, и потом уже установивший совершеннейшее. Ибо надлежало, как сказано выше, истине последовать за образом закона. Иоанн говорит, что все это было прежде праздника Пасхи в четверток и ночь его. Посему-то и мы ныне празднуем, со страхом совершая воспоминание о страшных и неизреченных оных делах и событиях.
По неизреченному Твоему милосердию, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Информационная служба Абаканской епархии