Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя

16 апреля 2025 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы входим в особый период нашей христианской жизни, если говорить в измерениях одного года. Мы приближаемся к празднику Святой Пасхи. Мы вспоминаем жизнь Спасителя в эти тяжелые для Него дни, связанные и с предательством ученика, и с пониманием того, что приближается страшный конец. Потому что ни в чем не повинный Спаситель, великий Учитель, Который сделал столько добра людям, вплоть до воскрешения из мертвых, был замучен, а затем жестоко умерщвлен.

Каждый из нас проходит в жизни через определенные трудности и даже страдания. И обычная реакция на скорбь, особенно когда мы не видим причин своего несчастья, — это недоумение, негодование на родных, близких, а в крайних случаях даже ропот на Господа: «Что же это такое? Ведь я верующий — за что же мне все это? Молюсь, пощусь, исповедуюсь, причащаюсь, а сосед или соседка ничего такого не делают, а смотрите, какие благополучные!»

Дни Великого поста и особенно Страстной седмицы помогают нам понять, что страдания человека не означают его жизненной неудачи. Самое большое заблуждение, когда человек, который страдает, скорбит или болеет, чувствует себя неудачником. Воспоминания о страданиях Спасителя, сам факт того, что Господь во имя нашего спасения избрал такой тяжелый для Себя путь — путь страданий, реальных страшных страданий, с которыми мало что может сравниться в человеческой жизни, — должен заставить нас задуматься: а в чем смысл страданий? Неужели страдания должны возбуждать в нас ропот на Бога? Совсем нет!

Когда такие чувства нас посещают, нужно прочитать Евангелие — те главы, где повествуется о страданиях Господа. Если Господь прошел через страдания и они завершились Его несомненной победой и Воскресением, то это означает, что и наши скорби даются нам неслучайно. И нередко люди уже в зрелом возрасте, анализируя свою жизнь и вспоминая о былых скорбях, осознают, что они не были случайностью. А если бы этих скорбей не было, то могло произойти нечто худшее любых страданий.

Другими словами, для верующего человека страдания не могут стать причиной духовного упадка, тем более отчаяния и ропота. Нужно понимать, что скорби нам ниспосылаются для чего-то, и, еще раз скажу, мы очень часто, пройдя через скорби, обретаем понимание того, почему с нами такое произошло. Проходит время — иногда годы, иногда десятилетия, — и в конце концов человек понимает: это было неслучайно. Ведь мы творение Божие, мы в Его руках, и если Господь проводит нас через скорби, то это неслучайно. Во-первых, это экзамен на нашу верность Господу, на нашу способность сопротивляться скорби духовно, а иногда и физически, всей своей жизнью. С другой стороны, это всегда урок, который может быть связан с новым витком в нашей жизни, с переходом на иной уровень нашего сознания. Вот если именно так, а не иначе мы будем воспринимать скорбь, то она никогда не будет нас разрушать. Никогда! Происходит что-то? «Господи, рука Твоя на мне — значит, так надо».

Знаю многих людей, начиная со своих благочестивых родителей, деда, бабушки, которые проходили через страдания, в том числе связанные с ссылками, лагерями в тяжелые годы истории нашего Отечества. Никогда никакого ропота не было у деда, который прошел сорок семь тюрем и несколько ссылок. Большую часть жизни провел в тюрьмах и лагерях — боролся с обновленчеством, был верным членом Церкви, никогда не изменял Господу, за что и страдал. Но никогда я не слышал от него ропота, мол, жизнь не удалась. Напротив, с особым благоговением он вспоминал тяжелые годы ссылок и лагерей, которые, конечно, очень повлияли на его внутреннее душевное и духовное состояние.

Привожу пример своих близких, родных, потому что хорошо знаю их жизнь. А если почитать жития святых, особенно наших новомучеников и исповедников? Ведь они также испытали скорби — но разве они были несчастны? Разве скорбь их раздавила, лишила воли и сил? Совсем нет! Они перешли к Господу, победив своих гонителей — не в физическом, а в моральном смысле слова. И они заповедали нам быть верными Христу и ничего не бояться, когда речь идет о благочестии, о защите Церкви и веры.

Вот такие мысли приходят, в том числе в связи с Великим постом, временем ограничения, столь необходимого для каждого человека. Поэтому призываю всех вас по-настоящему поститься — особенно духовенство. Батюшки в первую очередь должны подавать пример, и Боже вас упаси уклоняться от этого, потому что, если вносите соблазн в сознание верующих, то совершаете тяжкий грех. Кроме того, пост — реальное средство духовного обновления человека. Это не миф, не сказка — это реальность. Поэтому каждый священнослужитель, особенно монашествующий, должен являть пример строгого поста, без всяких изъянов и послаблений. Есть дисциплина церковная — извольте выполнять. Тяжело? Ну, за штат можно пойти, другим делом заняться.

К сожалению, известны случаи, когда миряне говорят: «А батюшка не очень-то и постится — почему же мы тогда должны поститься?» Это, конечно, абсолютно малые величины, о которых, может быть, и упоминать не стоит, потому что подавляющее большинство священников очень добросовестно относятся к своему служению, в том числе к дисциплине поста и благочестию. Но все-таки приходится отметить, что кто-то из нашей среды не всегда имеет силу и благое произволение полностью, по уставу исполнять пост.

Мы все должны понять, что пост — это очень серьезное дело. Если Церковь предлагает поститься — да, надо поститься. Строго? Да, строго. Никто еще от поста не умирал, а от отсутствия поста многие духовно черствели, с разными последствиями для их служения Господу.

Слышал и такие разговоры, что детям не надо поститься. Надо! В школу пошел, семь лет — извольте, ребенок должен поститься. Я сам так постился в семье — и никаких отрицательных последствий для здоровья и для учебы в школе, никакого ослабления ни умственных, ни физических сил. Если пост — значит, ребенок с семи лет должен поститься. Может быть, не так строго, как взрослые, но он должен получить «прививку», обрести некую привычку совершать постное поприще. И это не только о семьях священников, об их детях и внуках, — это касается всех нас, мои дорогие, всех мирян.

Если мы ходим в храм, если мы причащаемся Святых Христовых Таин, то уж давайте и пост нести, как полагается. Никто от этого не потерпит никакого вреда. Физического — точно нет. Может, кто-нибудь похудеет — в наше время и это добродетель. А кто-то, может быть, и не похудеет, но никакого вреда от поста не будет. Поэтому призываю всех серьезно относиться к посту, исполнять постное поприще, и тогда откроется для всех нас и радость встречи с Воскресшим Спасителем.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним днем, и помощь Божия да сопутствует нам — и в нашем постном поприще, и на всех путях нашей жизни. Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси