Праздник Крещения Господня – это воспоминание описываемого в Евангелии исторического события Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна Предтечи на Иордане. Христос не нуждался, как безгрешный Богочеловек, в крещении покаяния, крестился же Он для того, чтобы, как выражается Церковь, «водою омыть человеческий грех». Своим Крещением Господь установил для всех христиан Таинство Крещения.
Второй смысл праздника отражен в его втором названии – праздник Богоявления. В событии Крещения Господня, как повествует Евангелие, впервые миру явилась богоокровенная истина о Одном Боге, славимом во святой Троице. Бог-Сын крестился, голос Бога-Отца свидетельствовал о Сыне, и Бог-Дух Святой сходил на Сына в виде голубя.
Церковь подчеркивает, что Христос совершил спасение человека не только в духовном смысле, но и освятив самую материю, весь мир. Поэтому воспоминание Крещение Господня издревле соединяется в Церкви с особым обрядом Великого освящения воды.
Великое освящение воды совершается два раза – первый раз – после Литургии 18 января, в Крещенский сочельник – в храмах, и второй раз – после Литургии в день праздника, 19 января, – но уже на озерах, реках и источниках вне храмов.
К сожалению, перед праздником Крещения в прессе довольно часто приходится встречаться с настоящей рекламой так называемых святочных гаданий. Церковь вынуждена напоминать, что гадания – дело абсолютно нехристианское и небезопасное для духовного здоровья человека, как бы не рядилось, с помощью журналистов, в романтические одежды.
В эти средства массовой информацией уделяют повышенное внимание обычаю купания в иорданской купели. Это – прекрасный русский обычай, но именно обычай, а не обязательно необходимый для всех обряд. Надо помнить, что благодатное действие крещенской воды на духовное и телесное здоровье человека никак не зависит от температуры воды.
Многие люди, далекие от церкви, по своей духовной неграмотности, смешивают понятие об освящении всего водного естества, происходящем в праздник Богоявления, с Великим освящением, совершаемым Церковью в особом чине. На практике это приводит к тому, что эти люди набирают в полночь воду на любом источнике, считая ее уже освященной. Этот обычай возник в советское время, в период массового закрытия церквей и уничтожения священнослужителей, когда иного способа получить крещенскую воду у людей просто не было. Конечно, в наше время никакой нужды так поступать нет, так как вода, освященная настоящим образом, в чине Великого освящения, доступна в любом храме.
Нельзя не сказать о том, что многие люди, к сожалению, воспринимают дар святой воды, исключительно утилитарно, только с точки зрения практической пользы для здоровья и благополучия. Такой подход оскорбляет этот великий дар Божий и не приносит пользы человеку. Здесь можно вспомнить об исцелениях, совершенных Самим Спасителем – их необходимым условием была искренняя и нелицемерная вера в Него и желание исправить свою жизнь.
18 и 19 января в всех храмах Абаканской и Кызылской епархии будут совершены праздничные богослужения с чином Великого освящения воды. В день Крещения Господня Преосвященный епископ Абаканский и Кызылский Ионафан совершит Божественную Литургию в Никольском соборном храме в г. Абакане. По окончании Литургии будет совершен крестный ход на р. Абакан, где будет совершено освящение воды. По традиции, в воды реки будет вылита вода, привезенная из реки Иордан, где крестился Христос, а небо в память о событии Богоявления будет выпущен белый голубь.
Крещенская вода во всех храмах города будет раздаваться в течение трех дней всем желающим бесплатно. Святой водой кропят жилища, ее хранят в течение всего года, употребляя натощак, в особенности при болезнях.
Пресс-служба Абаканско-Кызылской епархии