Русская Православная Церковь примет активное участие в мероприятиях, посвященных годовщине трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. Накануне, 16 августа, во всех храмах епархии будет совершено заупокойное вечернее богослужение – парастас. 17 августа состоится богослужение на территории ГЭС, возле новопостроенной памятной часовни, которая будет освящена в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Богослужение совершат следующие архиереи Русской Православной Церкви: архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Украинская Православная Церковь), архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан.
Освящение часовни и самой станции – это не попытка Церкви «вторгнуться» на ГЭС, а выражение желания православных христиан своей молитвой помочь всей Хакасии и в особенности коллективу станции преодолеть последствия случившейся год назад трагедии, выражение молитвы о том, чтобы на станции больше не было бед и аварий. Отныне это место станет особым образом принадлежать Богу и будет находиться под Небесным Покровом Божией Матери. Именно поэтому часовня, построенная на Саяно-Шушенской ГЭС, посвящена иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
История этой иконы начинается с V века по Рождестве Христовом. Будущему императору Византии воину Льву на пути в лесной роще повстречался слепой странник, который попросил найти ему воды. Находясь в поисках живительной влаги Лев услышал с неба таинственный голос, указывающий где находится источник. Найдя указанный источник, Лев набрал воды и отнес слепому страннику. Умывшись ею, слепой прозрел. Спустя некоторое время, став императором, Лев построил на этом месте храм и назвал этот родник «Живоносным Источником. С тех пор этот родник являлся на протяжении многих веков местом чудесного исцеления многих людей.
Часовня – это малый храм, где нет престола и алтаря и поэтому, как правило, не совершается Литургия, но вместо нее служатся часы – отсюда и название – часовня. Назначение ее, как и любого храма – возводить ум и душу человека к общению с Богом. Задача храмов состоит в преображении человека, а с ним и всего видимого мира, который исказился по его вине. Поэтому храмы есть видимое свидетельство примирения этого мира и Бога. Это место, где люди обретают реальную духовную помощь и получают благодатные силы для несения тягот повседневной жизни. Огромная ответственность лежит на людях, которые трудятся на гидроэлектростанции. От их действий зависит полноценная жизнь нашего государства. Поэтому именно здесь так необходима духовная поддержка, которую они смогут найти в этом малом храме. Саяно-Шушенская ГЭС как раз нуждается в таком храме.
В свое время станцию строили замечательные специалисты, проявив самоотверженность и энтузиазм. Но строительство это не было свободно от тогдашней идеологической основы, которая горделиво подразумевала построение светлого будущего без веры и без Бога. И это нужно было исправить. Поэтому в день годовщины трагедии Саяно-Шушенская ГЭС будет освящена. Освящение – это не некое магическое действие, подобное языческим оккультным обрядам – это смиренная молитва Церкви о покровительстве и защите этого места, об избавлении от бед и помощи Божией для «зде начальствующих и труждающихся».
Богослужение начнется в 9.00 часов утра с освящения часовни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Саяно-Шушенской ГЭС. На ступенях часовни будут возжены лампады, в память трагически погибших сотрудников во время аварии на ГЭС 17 августа.
В новоосвященной часовне состоится Божественная Литургия.
Литургия – это самое важное богослужение Церкви. В символических священнодействиях и церковных песнопениях перед верующими проходит вновь вся евангельская история Господа Иисуса Христа. За Литургией совершается молитва не только за живых, но и за умерших. У Бога нет мертвых, у Него все живы. Поэтому после Божественной Литургии священнослужителями будет совершена молитва за умерших, которая называется литией. В ней содержатся особые прошения Богу, чтобы Он упокоил души в светлом и радостном месте.
После этого на верхней точке упомянутые иерархи совершат чин освящения Саяно-Шушенской ГЭС.
В 12.30 планируется отъезд на Уйское кладбище, где похоронено большинство погибших в аварии. На этом месте будет также освящена храм-часовня в честь Семи отроков Эфесских (17 августа – день памяти этих святых) и отслужена заупокойная лития.
Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: “Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?” Другие утверждали: “Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха”. Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков. Вторично память семи отроков празднуется 22 октября.
Пресс-служба Абаканско-Кызылской епархии