– Почему событию Преображения Господня придаётся такое большое значение? Что на самом деле значит “преобразился пред ними и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»?
– Преображение Господне – это уникальное событие земной жизни Иисуса Христа. Почему уникальное? Потому что Он всё время Своей жизни был в уничижённом образе раба, Он “истощил” своё Божество. “Кеносис” в переводе с греческого – “истощание” и даже “опустевание”. Немощного Человека Христа повивают в пелены, Он учится ходить, учится разговаривать, подвергается опасности. Постепенно Младенец возрастает, становится во всем подобным нам, кроме греха. И только один раз Господь является в Божественной Славе, и это происходит именно в день Преображения.
Если бы этого события не было, наша вера была бы лишь теоретической. Но наша вера основывается на факте того, что Он действительно – Сын Божий, что Он действительно – Сияние Славы Отчей. Это проявилось в день Преображения. Он явил Божественную славу трём ученикам, а через них и нам всем. И это для нас очень важно, это – опора нашей веры.
Этот праздник имеет не только богословское значение, как опора нашей веры в его Божественную сущность, но и утверждает ту истину, что и мы можем сделаться причастниками Божеского естества.
Как произошло Преображение Спасителя? Господь поднялся на гору и молился.Таким образом, указывается и нам путь к преображению – он лежит через молитву. Если человек молится,то в нем все преображается. Преображается и он сам, преображается и все, что он делает. Внешне остается тоже самое, материальное, но изнутри всё меняется.Такие люди, чтобы они не делали, всегда светлы и радостны. Человеку же, который что-либо делает без молитвы, даже если он имеет возможность заниматься высоким творчеством или быть весьма богатым и при большой власти, в конечном счёте всё не в радость. Молитва – это тот путь, который указал нам Господь на горе Фавор, это тот путь, благодаря которому, всё что мы ни делаем, преобразуется и становится причастным Божественной Славы.
«Просияло лицо Его как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» – это означает явление нетварного Фаворского Света. В XIV веке возник спор – был ли свет, которым просиял Господь и Его одежды, физическим, или же это был нетварный Свет Божией благодати? Святитель Григорий Палама, как представитель афонского исихазма, утверждал, что этот свет – Божественный. Его противник Варлаам с этим не мог согласиться. Он настаивал на том, что это был физический свет, тварный, потому что Бога видеть никто никогда не может. И ответ Церкви на это был таков: да, Бога в Его сущности видеть никто никогда не может, но Бог познаваем в Его проявлениях. И эти нетварные, как выражался святитель Григорий, энергии Божии, излучались от Лика Христа и пронизывали одежды Его, соделывая их белыми как свет. Для нас это означает, что человек не только может теоретически верить в Бога, но и опытно Его познавать. Опытное приобщение к Божьей благодати и было нам даровано на Горе Преображения. Оно было явлено во Христе, и когда мы делаемся общниками Христа, то оно происходит и в нас.
Любопытный момент – почему просияли одежды? Понятно, что просияло Его Лицо, а одежды- то причём? Одежды – это то, что прилегает к телу, то, что является личной собственностью, что ближе всего к человеку. У Христа же эта одежда была обычной и ничем не выделялась, но и она тоже сделалась белой, как свет. Это значит, что если человек преобразуется, то преобразуется все вокруг него, в том числе, одежда. Так же и наоборот. В Священном Писании есть место, где говорится о том, что «нельзя прикасаться к одежде блудника», поскольку она как будто сопричастна тому пороку и греху, который совершал этот человек. Все, что прикасается к христианину, преображено. Одежды христианина – другие. Кстати говоря, христианин уже не будет одеваться безумно – по стихиям «мира сего», страстно, плотоугодно, нецеломудренно.
Мы чтим пояс Богородицы, платки и опоясания апостола Павла. Через них происходили чудеса, описанные в книге Деяний святых апостолов. Ризы многих святых тоже почитаются верующими . Это означает, что благодать Святого Духа действует даже через них. Преподобный Серафим Саровский кормил медведя с руки, а преподобный Еллий Египетский на крокодиле переплыл Нил. Это и есть «одежды, которые сделались белыми как свет». Через прикосновение к святому преобразуется и окружающий его материальный мир. Свирепые и дикие животные становятся кроткими и добрыми. Таким образом через святого освящается мир, природа и вся окружающая жизнь.
– Не случайно, видимо, во многих богослужебных текстах и молитвах говорится о свете?
– Конечно, не случайно, поскольку Божья благодать проявляется по-разному и не только как свет. Но, может быть, самое основное проявление Божественной благодати – это свет. Вокруг Божьих угодников, на иконах, мы видим нимб – круг света. Лик святого на иконе не освещен со стороны, он сам является источником света – это существенное различие в технике иконографии от светской живописи. Господь говорит нам: «Вы – свет миру», так как мы становимся источниками этого света.
Таким образом, Свет – это нетварное действие, энергия Божественной природы. В Священном Писании о Боге говорится, что Он есть Свет. И этот Свет как никогда был явлен во Христе на горе Преображения. И Свет Фавора через всех святых и через всех верующих является в этот мир. Жития святых свидетельствуют об этом неоднократно. К примеру, кода люди видели в лесу столп света, они шли к этому месту, находили тело, а собрав о нем сведения, узнавали, что это угодник Божий. И с этого начиналось почитание святого.
Свет – это указание на святость, а святость – источник света. В Европе, в XVIII веке, наступила так называемая эпоха Просвещения. Создавали ее Вольтер, Дидро и прочие философы, мыслители, революционеры и ученые. Да, это тоже свет, но он больше напоминает тот свет, который ослепляет, как от дуги электросварки. Это свет людей, отвратившихся от Бога и пожелавших своим умом, наукой, революцией, своим самоутверждением создать свой свет и просветить им людей. Как сейчас в моде так называемое “сексуальное просвещение”. Но это “свет” являет нечистоту и порок.
Совершенно другой Свет Божий. Это Свет благодатный. О нем мы на каждой вечерне поем: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертного Отца Небесного». Это отражение славы Божества, но этот свет не ослепляет. Если кто-то посмотрит на ту же сварку, то может повредить зрение. А Божественный Свет таков, что если кто-то с поврежденным зрением посмотрит на него, то начинает видеть. Это Свет исцеляющий, тихий. Это Свет правды, мира и любви. Когда во время общения мы говорим: «какой светлый человек», или «какой мрачный», то светлый может быть черноволосый, а мрачный – блондин. Ведь речь идет не о физике, а о той благодати, которая присутствует или отсутствует в том или ином человеке. Бог есть Свет, и нам Он повелел в этом мире быть светом. Именно поэтому в молитвословиях действительно очень много говорится об этом нетварном Фаворском Свете.
– Почему именно Петр, Иаков и Иоанн удостоились такой чести?
– Почему – Евангелие нам не говорит, это просто факт. С другой стороны, богомудрые отцы позволяли себе размышлять на эту тему. Например, есть такое суждение… Мог ли Иисус взять всех двенадцать апостолов на гору Фавор? Нет, так как если бы Он взял всех, то и Иуда должен был бы увидеть нетварный Божественный Свет. Но душа, страдавшая сребролюбием и в которой зарождался грех предательства, не могла видеть этого Света. А если бы в тот момент Иуду оставили одного, то это бы вызвало подозрение у других учеников, поэтому Господь решил оставить многих.
Петр, Иаков и Иоанн – ближайшие ученики. Тут отцы тоже усматривают смысл. Пётр – это апостол веры. Ведь, именно он первый исповедовал: «Ты Христос, Сын Бога живаго». Вера Церкви – это вера Петра, если мы верим верой Петра – мы христиане, если не верим верой Петра, мы – не христиане. Здесь самая сердцевина нашей веры. Ведь вера в Бога была и до Христа. Она и сегодня есть у иудеев и мусульман. Вера в то, что Христос является какой-то исключительной личностью, не делает человека христианином. Петр поднимается на Фавор, и если и мы хотим подняться на Фавор, то это возможно лишь верою. Только вера может узреть преобразившегося Христа. Если ее у нас нет, то мы никогда не сможем увидеть Преображения, так и оставшись во тьме.
Иаков – первый из двенадцати апостолов, который был умерщвлён. Царь Ирод публично отсёк ему голову. Умирая во Христе, он умирал в надежде, в уповании на воскресение и жизнь вечную. И потому святые отцы рассматривали Иакова как апостола надежды. Без надежды мы не можем спастись, без нее мы утрачиваем опору нашей веры. В Послании к Евреям говорится, что надежда – это якорь, который забросили на небо, и поэтому якорь является одним из символов христианства. Когда якорь заброшен на небо, а не на дно, это символизирует нашу надежду и упование. Мы еще там не были, но наш якорь уже заброшен, и мы за него держимся. Поэтому подняться вместе с якорем на Фавор – это подняться путем надежды. Только человек, который не утрачивает надежды, может узреть Преображение Христа и преобразиться сам.
Третий апостол, Иоанн – это, как известно, апостол и ученик любви. Он был учеником, которого любил Иисус. Он был учеником, который припадал к Его груди на Тайной Вечере в Сионской горнице и слышал биение сердца Иисуса – удары вечной любви. И когда он стал проповедовать, то именно он говорил, что Бог – есть любовь. Когда он уже был глубоким старцем и не мог произносить свои проповеди, то собираясь с силами на собрании верных, говорил одну краткую фразу: «Дети, любите друг друга». Любовь – совокупность совершенства, а Бог – есть любовь. И подняться с Иоанном на Фавор – это подняться в любви. И только тот, кто любит, и только тот, кто возлюблен, может преобразиться. Таким образом, подняться на Фавор с Петром, Иаковом и Иоанном – это значит подняться в вере, надежде и любви. Это три Божественные добродетели, на которые опирается вся духовная жизнь человека и христианина.
– Многие христиане жаждут просветления, жаждут увидеть Божественный свет… Как вы считаете, готовы ли современные христиане к этому?
– Апостол Павел пишет: «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же». Это значит, что и христиане вчера, сегодня и во веки – те же. Не надо различать древних христиан, средневековых или современных. Либо ты христианин, либо не христианин, в какой бы век не жил. Христианин не может не жаждать просветления и христианин не может быть не просветлен, поскольку, если он не просветлен, то уже и не христианин. «Кто жаждет, тот приди ко мне и пей» – говорит Христос. Поэтому у христианина есть жажда видеть Божественный Свет. По большому счету, у христианина нет никакой другой жажды. Ему свет не мил без Христа, ему все остальное не очень-то нужно и не интересно. Только во Христе, только в Божественном Свете все приобретает смысл. Поэтому христианин и не имеет другого пути, как пути к просветлению. Современные христиане, также, как и древние, могут увидеть( и многие видят) Божественный свет. Митрополит Антоний Сурожский говорил : «Никто не может прийти к вере, если не увидит на чьем-нибудь лице отблеск Небесной Славы”. Таким образом эти лица, отражающие Небесную Славу, и даже источающие ее, есть, к счастью, по милости Божией и сегодня. И без этого просто невозможно жить.
– Если подвести итог, к чему призывает нас Преображение Господне? Что мы можем сделать для этого?
– Преображение призывает нас к нашему собственному преображению. Ни один праздник в Церкви не совершается только для того, чтобы мы повосхищались и поудивлялись. Христос – Первенец из мертвых. Он – Первенец из преобразившихся. Он прокладывает дорогу, а мы идем вслед за Ним. Поэтому все христианские праздники требуют нашей сопричастности и соучастия в том, что произошло со Христом. Он – воскрес, и мы – воскресли ; Он – преобразился и мы – преобразились; Он – вознесся и мы – возносимся. Все это духовная реальность, о которой знают верные. Поэтому праздник Преображения Господня призывает нас к тому, чтобы и мы преобразились. То есть, мы были в одном образе, а теперь будет другой. Мы были по образу мира сего, а теперь будем по образу Божию. Искали земного просвещения, а просветились Небесным Светом. Как это сделать – мы знаем, Его Преображение произошло во время молитвы. Как к этому причастны люди, мы тоже знаем – Петр, Иаков и Иоанн поднялись на Гору. Вера, надежда и любовь – есть тот самый путь. И это то, что мы можем сделать, чтобы и нам быть преображенными и ходить во Свете Христовом. Чтобы и мы были в этом свете, как нас призывает Господь. К этому призывает сегодняшний день, сегодняшнее празднование.
Желаю всем читателям нашей газеты внутреннего преображения. Потому что, согласитесь, честно говоря, нам надоело быть такими, какие мы сейчас есть, нам уже давно хочется стать другими. Мы уже давно хотим преобразиться. Так давайте же сделаем это!
Беседовал Алексей Туницин
Информационный отдел Абаканской епархии