«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1-е Кор. 5-7).
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Бог есть жизнь. Напротив, грех есть смерть и тление. Человек не захотел пребывать близ Своего Создателя и участвовать в Его неизреченном блаженстве, но впал в грех и стал рабом тления и смерти.
Отчуждение от Бога утвердило «великую пропасть» (Лк. 16, 26) между Богом и человеком, и, несмотря на горделивое стремление стать «как боги», человечество достигло только того, что стало врагом Бога и потому подчинилось смерти – «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6, 23).
Но грех и его последствия – это невыносимое иго. Потому несчастный человек, желая праведности и избавления, пытался умилостивить Бога различными способами и особенно жертвами животных. Жертвы Ветхого Завета, однако, не имели силы Избавления, «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10, 4). Жертва, приносимая даже самым праведным человеком, была не в состоянии избавить человеческий род от последствий грехопадения.
Но Божий замысел о человеке как причастнике Своего Божественного блаженства остался неизменным. Для того, чтобы этот замысел осуществился и человек вновь обрел утраченное блаженство и первозданную красоту Божия образа, необходим был посредник, который бы соединил «разстоящаяся естества». И такого Посредника люди обрели в Лице Самого Христа Бога, Который стал истинным Человеком, во всем подобным нам, кроме греха, Который может сострадать немощам нашим (Евр 4, 15).
Богочеловек Иисус Христос, Который «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2, 22), предал «Себя для искупления всех» (1 Тим. 2, 6), искупил нас Честною Своею Кровию «от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3, 13). Святой апостол Петр учит: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1, 18-19). И апостол Иоанн Богослов свидетельствует: «кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха». (1 Ин. 1, 7).
«Яко единолетний агнец, волею за всех заклан бысть», – так сегодня поет Святая Церковь. Иисус Христос добровольно заклался в жертву по любви к всему миру. Он Сам, как Великий Архиерей, принес на Кресте великую Жертву нашего искупления. Он Сам есть Пасха для нас, православных христиан, как пишет святой апостол Павел: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1-е Кор. 5-7). Это «Пасха чистительная», Пасха, которая очищает всех людей, ибо Христос умер за всех. Но спасаются только те, которые хотят и желают своего спасения – искупление подается даром, но не насильно. Те, кто желают, веруют, приемлют Тело и Кровь Господни и спасаются.
Церковь, как сокровищница Божественной благодати, предлагает верным на Божественной Литургии Честное и Всесвятое Тело и Животворящую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «во оставление грехов и в жизнь вечную». Плоды Крестной Жертвы раздаются через Святую Евхаристию верным, и Приобщение соединяет Церковную Полноту со святым и воскресшим Телом Богочеловека. Мы сегодня слышим призыв Церкви к своим членам приступить к Божественному причащению: «трапеза полна, насладитеся вси. Телец упитан, никтоже да изыдет алчай. Вси насладитеся пира веры. Вси воспримите богатство благости».
Из Священного Писания мы знаем, что Иисус Христос «грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (Пет. 1, 2, 24) и отдал себя «для искупления многих» (Мф 20, 28), чтобы «избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2, 15). И хотя Крестная Жертва Богочеловека имеет безграничную ценность, однако в еще большую славу облекается Его Живоносное из мертвых Воскресение, так как пострадал Христос, будучи истинным Человеком, а воскрес, будучи истинным Богом. Так Распятие и Воскресение составляют два действия которые отражают Богочеловеческую личность Спасителя. Христос, хотя и претерпел смерть, но невозможно было Ему, Кто Сам по Своей Божественной природе есть Податель жизни, пребывать в смерти.
Истина Воскресения Христова есть основной предмет благовествования Церкви. Она есть средоточие ее веры. Вся жизнь нашей Церкви составляет непрекращающийся гимн Христову Воскресению. Действительно, как нам не воспевать Воскресение Христово? Ведь через Воскресение свовоскресло падшее естество всеродного Адама и обновилось все творение! Поэтому мы и воспеваем победные песнопения Воскресшему Христу, радуясь о «иного жития, вечного, начале, и играюще поем Виновнаго».
Пасха Христова накладывает на нас ответственность, чтобы и мы осуществили собственный наш переход от египетского рабства греху к жизни в «стране живых» вместе со Христом. Давайте осуществим призыв преподобного Иоанна Дамаскина «Приидите, новаго винограда рождения, Божественнаго веселия, в нарочитом дни Воскресения Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки». Будем праздновать так всегда, во все дни нашей жизни, не ветхим мудрствованием и ветхими обычаями злобы и лукавства, но жизнью верной, чистой и наполненной христианской истиной.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!С сердечными поздравлениями со Светлым Христовым Воскресением
и Пасхальными пожеланиями всем здравия и спасения
† ИОНАФАН, АРХИЕПИСКОП АБАКАНСКИЙ И ХАКАССКИЙ.Пасха Христова 2014 г.Град Абакан.