21 августа 2014 года, в праздник Толгской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 700-летия основания Толгского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья, сестры, высокие представители государственной власти! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником 700-летия Свято-Введенской Толгской обители.
Когда мы оперируем таким понятием, как век, нам кажется, что это очень продолжительное историческое время. Когда мы говорим, что прошло полтысячи лет, мы также констатируем нечто выходящее за пределы нашего опыта, то, что мы познаем только через книги, летописи, рассказы других людей.
Толгской обители 700 лет. Если вдуматься в эти цифры, мы поймем, что прошла не одна эпоха. Сколько всего изменилось! Наверное, если бы сейчас здесь оказались насельники того Толгского монастыря, который был заложен на этом месте, то им было бы трудно опознать в нас похожих на них людей. Ни язык, ни одежда, ни нравы — ничто не соединяло бы их с нами, но лишь до тех пор, пока мы бы не помолились вместе. Потому что всех нас соединяет вера православная. Нас соединяет с предшествующими поколениями — теми, кто жил и пятьсот, и семьсот, и тысячу лет назад, — то, что все мы члены одной Церкви. Они там, на небесах, в Церкви торжествующей, мы здесь, на земле, в Церкви земной, — но все мы собираемся вокруг одного престола Божиего.
Церковь является не только хранительницей исторической памяти, — она есть реальность, объединяющая поколения. А это означает, что подлинные ценности предыдущих поколений не умирают, если они включены Церковью в ее жизнь. Что осталось бы от этих стен, если б это не были церковные стены? Мы знаем, что на протяжении 700 лет много бед постигало обитель, но, наверное, самые тяжкие произошли в ХХ веке, когда обитель была разорена и здесь находились в заключении малолетние преступники. Еще живы люди, которые помнят колючую проволоку, помнят эти казематы. Казалось бы, это место уже не могло возродиться, но оно возродилось — именно потому, что Церковь не умирает, ибо это учреждение Богочеловеческое, и, как сказано в слове Божием, врата ада, то есть врата смерти, разрушения, небытия, греха, безумия никогда не одолеют Церковь и не разрушат ее (см. Мф. 16:18).
Каждый человек, сталкиваясь с теми или иными трудными жизненными обстоятельствами, испытывает скорбь, страдания, раздражение, даже гнев. Мы знаем, как тяжело мы воспринимаем несправедливость, особенно когда эта несправедливость касается большого количества людей, — мы переживаем скорбь, и этим омрачается наша жизнь. Чему мы можем быть научены, участвуя в сегодняшнем празднике? Во-первых, тому, что Церковь не умирает. Церковь всегда живет, даже если внешние обстоятельства сужают ее до некоего самого малого ядра; но это ядро всегда способно, набрав силу Божественной благодати, распространиться, покрывая вселенную, — и это, может быть, самый важный урок, который мы получаем на примере сей обители.
Но мы можем научиться и еще чему-то. Разве монахи, которые здесь жили, разве ярославские и ростовские святители, которые были покровителями этой обители, в своей жизни испытывали только радость? Разве люди, которые приходили в эти стены, соприкасались только с радостными и приятными событиями? Сколько было скорбей в жизни народа нашего, в жизни страны, в семьях, в личной жизни; сколько скорбей пролегло и через эту святую обитель! Но что же помогает людям преодолевать скорби? Конечно, благодать Божия. Но благодать Божия не действует автоматически — она действует в ответ на наши усилия и на наши добродетели. И вот, вспоминая историю Толгской обители, невольно думаешь, что главной добродетелью тех, кто преодолевал все эти трагедии и конфликты в течение 700 лет, было терпение — величайшая христианская добродетель.
«Если имеем терпение, — говорит Ефрем Сирин, — то преодолеваем всякую скорбь». Это ответ тем, кто спрашивает: «Что же делать в трудных обстоятельствах жизни? В семье не ладится, с работой не все в порядке, да и вообще не нравится многое вокруг меня. Раздражаюсь, гневаюсь — как выйти из этого положения?» Но что же такое терпение? Это некая волевая установка: «стисну зубы и буду терпеть»? Вовсе нет! Стиснув зубы, далеко не уйдешь — зубы заболят. Не сможешь сопротивляться скорбным обстоятельствам — они тебя сломают. Ибо терпение — это проявление не только человеческой воли. Терпение всегда связано со способностью соотносить свою жизнь с волей Божией и предаваться в руки Божии. И если мы в руки Божии предаемся, то мы не сгибаемся перед трудностями, но ищем пути выхода из них. Тогда эти трудности не деморализуют, не сокрушают нас, не порождают других скорбей, таких как уныние, отчаяние, — потому что терпение есть плод благодати Божией, которая нам ниспосылается в ответ на наше смиренное состояние духа, на нашу готовность вручить себя в руки Божии.
И тот же преподобный Ефрем, говоря о терпении, утверждает: тот, кто обретает дорогу долготерпения, находит дорогу жизни. А ведь так оно и есть. Не пройти по дороге жизни, если нет терпения, нет внутренней силы сопротивляться внешним сложным обстоятельствам. Терпение есть величайшая христианская добродетель. И в Евангелии от Матфея, в той самой главе, где говорится о скорбях, которые постигнут Иерусалим, и о скорбях, которые постигнут весь род человеческий, сказаны великие слова: тот, кто терпелив, будет спасен (см. Мф. 24:1-13). Вот это и есть дорога жизни.
И сегодня в нашей повседневной жизни мы имеем много скорбей. Включаешь телевизор, смотришь новостные передачи, и на тебя обрушивается поток человеческой скорби и страданий. Хочешь или не хочешь, он захватывает тебя, и ты становишься частью этих страданий. В какой-то степени это хорошо, но все то, что мы видим и слышим, не должно нас разрушать. В ответ на эти скорби мы должны укреплять свою веру в Бога, укреплять свою молитву, чаще обращаться к Спасителю, к Его Пречистой Матери, с просьбой укрепить нас, весь наш народ, всю историческую Русь, дать нам терпение, которое является результатом действия в нас благодати Божией, и тогда, обретя терпение, мы найдем дорогу жизни.
Я хотел бы пожелать всем нам, и вам, матушка игумения и сестры, обретать и сохранять эту святую добродетель — терпение о Боге и с Богом, чтобы никогда не терять силы, утверждая в мире Божию правду, и совершать те дела, к которым нас призвал Господь. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси