13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Преосвященный архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан совершил Божественную Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.
Владыке сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Тимонов, клирики собора протоиерей Димитрий Ляпустин, протоиерей Александр Фоминых и священник Павел Кузьмин.
Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Ермаков.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента М. Ермаковой.
По запричастном стихе проповедь произнес отец Александр.
По отпусте Литургии архипастырь проповедовал:
“Сегодня, дорогие братья и сестры, – Прощеное воскресенье, последний день перед началом Великого Поста, священного времени десятины нашей жизни. По мере нашего усердия и решимости мы будем стараться провести это время в подвигах поста, молитвы и борьбы со страстями.
И в этот день, являющийся преддверием Поста, Святая Церковь совершает воспоминание Адамова изгнания.
Есть, дорогие братья и сестры, вопросы, которые в течение жизни, наверное, каждый из нас задает себе и которые являются самыми насущными и самыми главными. Это вопросы: «Кто мы?», «Откуда появился мир и человек?», «Какова цель нашей жизни?» На эти вопросы нам могут дать ответ две книги.
Первая книга – это окружающий нас Божий мир. Достаточно посмотреть на мириады звезд на ночном небе, – а ведь это только малая часть Вселенной – чтобы увидеть в них величие и разумность творения. То же самое величие мы видим, рассматривая какой-нибудь листочек или травинку и поражаясь целесообразности и красоте их устройства. Везде – явный отпечаток Божьего разума.
Но лишь вторая книга, Священное Писание, отвечает на вышеупомянутые вопросы с богооткровенной полнотой. Из нее мы узнаем, что весь мир создан Богом, а человек был создан Им как венец творения, как посредник между миром духовным и миром материальным.
Его создание отличалось от создания растений и животных. Во-первых, творению человека предшествовал совет Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека». Во-вторых, Бог сотворил человека «по образу Своему». Ничего подобного мы не встречаем при рассказе о прочем творении. В-третьих, человек был создан сначала из праха земного (Адам означает красный, то есть цвета земли), а затем Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Иными словами, в человеке есть материальное начало, а есть духовное. Это духовное начало имеет своим источником Бога. Образ Божий был начертан именно в духовном начале, а не в теле, поскольку Бог есть Дух.
Какова цель создания человека? Она состояла не только в том, чтобы он владычествовал над всем материальным творением и был бы посредником между ним и миром духовным. Высшая цель создания человека – чтобы он имел возможность через послушание воле Божией прославлять Бога, приближаться к Нему и возрастать в добре.
Человек имел совершенный, подвижный и могущественный разум – это мы видим из рассказа о том, что Адам нарек имена всем животным. Ведь в древности наречь имя означало проникнуть в суть существа или явления. Что касается сердца человека, его чувств, то они также были совершенны – никакой даже тени греховного помысла не было в душе первых людей. Напротив, чистота сердца позволяла им находиться в непосредственном общении с Богом, и они находились в раю, то есть в месте блаженства как духовного так и телесного. Целью и источником жизни для людей был Бог, и ее смыслом – постоянное приближение к Нему.
Для того, чтобы это было возможным, Бог дал людям заповедь о том что они могут вкушать от любого плода райских деревьев, однако плодов от дерева познания добра и зла они вкушать не должны, ибо в тот день, когда они вкусят его, они смертью умрут.
Конечно, Бог дал эту заповедь не для того, чтобы человек пал и умер. Назначение этой заповеди состояло в вечном блаженстве человека через его свободное совершенствование в послушании Божией воле.
Так сначала и было – воля людей заключалась в исполнении воли Божией. Их воля состояла в том, чтобы находиться в послушании у Бога. Никакого противления и даже тени безбожного помысла в них не было до той поры, пока не произошло грехопадение. Таким образом, в человеке было все совершенно – и разум, и чувства, и воля. И вместе с этими дарами Бог дал человеку и свободу. Человек имел возможность выбирать даже между Богом и духом злобы, даже между добром и злом.
Каким же образом произошло грехопадение? Мы читаем на страницах книги Бытия о том, что человек поддался на искушение под действием диавола. О нем Господь говорит: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».Отец лжи позавидовал человеку и через ложь и обман (будете как боги) искусил сначала Еву, а потом и Адама преступить заповедь Божию, и наши прародители вкусили от запретных плодов.
И тогда у них открылись глаза.И что же они увидели? Они увидели всего лишь, что они наги. Почему же они раньше этого не замечали? Потому что у них совесть была чистой. В человеке все было чисто, но когда произошло нарушение заповеди, тут же в человеке стал умножаться грех. Как в тело человека попадает вредоносный вирус и начинает размножаться, и больной страдает, а может быть, даже и умирает, таким же образом это произошло и с духовным состоянием человека, но в гораздо более худшей степени.
Кто-то может сказать – ну это же небольшой грех – всего лишь вкусили запретных плодов. Неужели Бог не мог простить людей?
Конечно, мог, но человек уже стал другим, у него помрачился разум и сломалась воля. Человек в грехопадении духовно удалился от Бога, и по этой причине потом был изгнан из рая и телесно. Прародительское преступление было только началом смертельной болезни – сразу же после него в сердце человека стал расти грех. Как из малого семечка вырастает большое дерево, точно так же в этом, казалось бы, малом преслушании воле Божией содержалось все последующее зло мира, все грехи – безбожие, нечестие, обманы, кражи, лжесвидетельства, прелюбодейства и убийства.
Адам удалился от Бога и стал чужд Его любви. Поэтому понадобился вопрос Бога «Адам, где ты?». Поэтому Адам был изгнан из рая в мир сей, в котором и мы с вами пребываем и который страдает вместе с человеком, ведь несмотря на то, что все сотворено было добра зело, вместе с грехопадением была помрачена первоначальная красота человека и мира.
Человек, который был сотворен священником всего мира, теперь стал чадом гнева Божия, начал испытывать муки от болезней, страданий, а также от разнообразных грехов, которыми терзают люди друг друга, в нем пришли в расстройство все силы душевные и телесные и он стал подвержен смерти, не только духовной, но и телесной. Духовная смерть – это отчуждение от Источника жизни – от Бога. Затем, как ее следствие, наступает смерть телесная, когда некогда вдунутая Богом душа разделяется с телом, и тело теряет способность жить и поэтому распадается.
Но, дорогие братья и сестры, определяя творение человека, Бог знал и о его будущем грехопадении. Поэтому вместе с творением было определено для человека и спасение, обновление и будущее воскресение, которые должны были совершиться через Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Который нас ради человек и нашего ради спасения пришел на землю и победил грех и смерть для того, чтобы верующие в Него стали детьми Его как Нового Адама. И мы, как произошедшие от Ветхого Адама и поэтому наследовавшие его тление и смерть, имеем возможность привиться к Новому Адаму – Воскресшему Христу Спасителю и через Него получить оставление грехов, утраченный рай и жизнь вечную.
Святая Церковь вспоминает накануне Поста изгнание Адама из рая для того, чтобы показать нам важность постного делания. Мы будем поститься не для соблюдения обычая, а для того, чтобы вернуть утерянный рай. А это возможно только через Крестную смерть Спасителя, только через сораспятие Христу, только через борьбу со страстями, примером чего для нас могут служить подвиги всех святых. И для того, чтобы воодушевить нас не на формальный только, но на истинный пост, который состоит в удалении от греха, и вспоминает сегодня Церковь грехопадение Адама.
Таким образом, дорогие братья и сестры, для нас пост – это важнейшее делание, напрямую касающееся нашей вечной участи. Это не значит, что мы спасаемся только через пост, но это значит, что надо вступить на поприще поста с искренним желанием победить грех, приблизиться к Богу, чрез веру в Распявшегося за нас и Воскресшаго Христа Спасителя получить оправдание, освящение и спасение . Если мы хотя бы немного преуспеем на этом пути, если хотя бы небольшой шаг сделаем в течение этого времени, это будет значить, что мы достигли цели поста.
Необходимо помнить слова Господа, которые мы слышали сегодня в евангельском чтении: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
И еще есть одно необходимое условие правильного, душеполезного, Богом принимаемого поста, это – прощение друг другу согрешений, и мы об этот тоже сегодня слышали: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Поэтому сегодня вечером будет совершаться чин прощения. Прежде чем просить Бога о прощении своих грехов, надо примириться друг с другом.
Итак, давайте вступим на спасительное поприще Святого и Великого поста с радостью, а не сетованием. Это для нас время радостное , бодрое, священное, время духовной весны и нравственного пробуждения. Постараемся, чтобы все наши постные труды и подвиги совершались на правильном основании смирения и неосуждения ближнего.
Будем помнить, что цель истинного поста – спасение и жизнь вечная”.
Информационный отдел Абаканской епархии