7 июля 2016 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Матушка Маргарита! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы всех вас поздравить с праздником Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Иоаннов день — церковный праздник, и в традиции нашего народа с этим днем связано много радостного, счастливого, веселого. Это был народный летний праздник с замечательными обычаями и обрядами. Сегодня многие люди уже не имеют отношения к земле и сельскохозяйственной культуре, и традиции наших предков не так хорошо известны, но память об этом дне как о замечательном летнем празднике сохраняется — через литературу, фольклор. И я радуюсь тому, что храм в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна у стен Новодевичьего монастыря мы освятили именно сегодня, в этот летний праздник, посвященный памяти Предтечи Господня.
Сегодня читалось Евангелие от Луки, повествующее об истории рождения Иоанна Крестителя (Лк. 1:1-25, 57-68, 76, 80). Но чтение из Апостола (Рим. 13:11-14:4) будто не связано с этим днем, в нем ничего не говорится о Пророке и Предтече Иоанне. Только очень вдумчиво подойдя к тексту, можно понять, почему именно этот отрывок Церковь предлагает сегодня, в день памяти Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Процитирую вам лишь одно предложение: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть». Одно предложение, но в нем огромной силы мировоззренческая установка.
Почему именно эта установка, сформулированная апостолом Павлом, предлагается нам сегодня? Да потому что сам факт ее появления связан, в том числе, с Пророком, Предтечей и Крестителем Иоанном. Видимо, с отрочества или ранней юности он удалился в пустыню и жил только тем, что она давала. Многим кажется, что пустыня — это песок и камни, но это не всегда так. Ранней весной здесь появляются зелень, цветы, летают и собирают мед пчелы. А иногда в пустыню налетает саранча, которая на языке Ветхого Завета именуется акридами, — ее тоже собирали и ели.
Из Евангелия мы знаем, что Предтеча и Креститель Иоанн питался акридами, то есть саранчой, и диким медом. Но ведь не каждый день прилетала саранча, не каждый день можно было найти дикий мед. В пустыне было холодно зимой и чрезвычайно жарко летом. Питаясь только этой пищей, пророк, видимо, был постоянно голоден. А теперь давайте соотнесем наши потребности, наш образ жизни с тем, как жил пророк Божий Иоанн, названный Предтечей. Он шел пред Господом, он приуготовлял путь Ему, он приуготовлял человеческие сердца для восприятия всего того, что Христос сказал людям. Он жил, в нашем понимании, на грани жизни и смерти, — но ведь жил, был великим проповедником, и к нему тысячами стекались люди, чтобы получить оставление грехов, чтобы креститься в водах Иордана…
Что же такое похоть и попечение о плоти, о которых мы сегодня слышим в апостольском чтении? Попечение о плоти есть поддержание жизнеспособности человеческого организма. Иоанну Предтече хватало акрид и дикого меда, которые он вкушал, и не каждый день. Для многих из нас этого было бы недостаточно, впрочем, сегодня никто и не требует, чтобы люди жили в пустыне и питались тем, что она дает. Но в этих словах заложена огромной силы мысль, — как я уже сказал, мировоззренческая установка. Попечение о плоти, то есть забота о поддержании человеческой жизнедеятельности, не должно превращаться в похоть. А что такое похоть? А похоть — это нарушение всех внутренних рациональных балансов, когда человек теряет разум, когда голос плоти, то есть требование инстинкта, становится главной указующей силой. Когда не работают ни разум, ни нравственное чувство, когда человек делает только то, что ему диктует инстинкт. Эта победа инстинкта над разумом, над духом и называется похотью плоти. Поддерживая физическое состояние организма, питая и грея его, обустраивая свою жизнь так, чтобы не повредить здоровью, человек никогда не должен менять местами ценности – на первое место ставить угождение плоти, потому что тогда это станет похотью.
Неслучайно именно об этом мы сегодня слышим из апостольского чтения, ведь именно так жил Пророк Божий Иоанн. В нем не было никакой похоти, а сила духа поражает и людей, живущих две тысячи лет спустя. Это была ангелоподобная жизнь. Недаром на древних иконах Пророк Иоанн изображается с ангельскими крыльями, потому что это была жизнь на грани духа и тела, — подобно Марии Египетской, которая жила в той же Иудейской пустыне так, что тело ее перестало подчиняться физическим законам, и она могла перейти Иордан как по суше. И Пророк Божий Иоанн прожил такую же жизнь, потому что он приуготавливал пути Господу.
В центре Божественного слова, принесенного Спасителем, — именно эта новая философия жизни. Господь обращается к иудеям, а позже, через апостолов, — и к язычникам. Он предлагает, в том числе и нам, живущим две тысячи лет спустя, образ жизни, который соответствует Божественному замыслу о человеке. Господь не призывает нас идти в пустыню, более того, Он и Сам не жил в пустыне. Иронизируя над нападками фарисеев, Господь говорил: «Был Иоанн, не ел, не пил, жил в пустыне, и его убили. Сын Человеческий ест и пьет с мытарями и грешниками, и Его осуждают». Господь не предлагает нам аскетический образ пророка в качестве идеала, но Он расставляет жизненные акценты в Своем обращении к нам. Он учит нас тому, как нужно жить, чтобы человек не превращался в животное, чтобы инстинкты не разрушали силу разума и нравственного чувства. Господь начертал нам контуры особой цивилизации духа, которую мы на церковном языке называем Божиим Царством и которая может осуществляться здесь, на земле, в условиях человеческого бытия, если только, по слову апостола Павла, мы не будем попечение о плоти превращать в похоть. Господь ничего не требует от нас сверх того, что мы можем сделать. Он не требует от нас особых подвигов, но Он дает нам ориентиры в жизни, как любящий Отец. Мы можем идти путем, который Он указывает, или отказаться от него. Мы свободны, но каждый должен помнить: от того, каким путем мы пойдем, будет зависеть и счастье в этой жизни, и обретение Божиего Царства в вечности.
Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн приуготовил пути Господни. Он явил нам удивительную победу человеческого духа над всякой похотью. Господь Иисус Христос говорит об этом как о дивном и абсолютном примере святости: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:11). И Господь предлагает нам жить по Его закону, побеждая всякую похоть и одновременно оставаясь людьми, способными любить, творить и воплощать в своей жизни то предназначение, которое Бог дал каждому человеку.
Сегодня знаменательный день, потому что мы вспоминаем величайшего человека из рожденных женами— Иоанна, Пророка, Предтечу и Крестителя Господня. Как замечательно, что именно в этот день мы совершили освящение храма в его честь, более 200 лет назад разрушенного врагом и ныне при содействии государства Российского, московских властей, Церкви и большого количества добрых людей, воссозданного здесь, в центре Москвы, — именно для того, чтобы учить людей жить не по закону плоти, а по закону духа. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси