28 июля 2016 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богоявленском соборе г. Орла. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Антоний! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Вадим Владимирович, губернатор Орловской земли! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас поздравляю с особым праздником — Днем Крещения Руси. Мы впервые совершили это празднование в далеком 1988 году, когда после трудных десятилетий забвения веры православной появилась наконец возможность, при большом стечении людей, включая тех, кто по разным причинам не мог ранее переступить порог храма, совершить великое празднование 1000-летия Крещения нашего народа. С тех пор началась новая эпоха в жизни страны и в жизни Церкви.
Сегодня у нас есть возможность обращаться к Богу с верой, молитвой и просить Господа, чтобы Он споспешествовал нам во всех наших делах. Мы с вами являемся наследниками тех, кто принял Святое Крещение по воле князя Владимира как правителя земли Русской. Это событие до неузнаваемости изменило лицо нашего народа, хоть и не мгновенно. Нельзя сказать, что люди, вошедшие в днепровскую купель, вышли из нее святыми, оставив все свои грехи, привычки и склонности. Так и князь Владимир не вышел святым из корсунской купели, где принял крещение, но он вышел с твердым убеждением пойти навстречу Христу и повести за собой весь народ.
Крещение Руси было событием огромного исторического, цивилизационного масштаба. Ученые говорят о его значении для укрепления единого русского государства, об открытии возможностей для россов, как тогда называли наш народ, иметь общение и с православным Востоком, и с Западом, который тогда составлял единую Церковь вместе с Востоком. Всё это действительно имело большое значение. Всё это повлияло на развитие культуры и искусства, на становление государственности, на храмостроительство, да и на многие другие стороны жизни. Но я бы хотел сегодня сказать о другом. Я бы хотел сказать о том, что произошло в душе князя Владимира, а затем в душах людей, которые после крещения в Днепре развернулись в сторону Христа Воскресшего и пошли Ему навстречу.
А произошло вот что. Князь Владимир был мужественным и очень жестоким правителем. Так в то время и бывало: чем больше власти человек имел, тем больше он проявлял несокрушимую силу и жестокость. Князь действовал решительно и не всегда справедливо, и многих оставлял вдовами и сиротами. Никто не мог перечить великому князю, и он правил единолично, твердо и жестоко. Многие приветствовали подобный образ правления, потому что Владимиру удалось достичь многого, хоть и не всего. Ему никак не удавалось окончательно объединить русскую землю, найти внутреннюю силу для поддержания этого единства. И удивительным образом, приняв Христа не по каким-то политическим и прагматическим соображениям, князь Владимир в первую очередь меняет свою жизнь. Он распускает гарем, он освобождает невольников, он венчается браком с царевной Анной, принадлежавшей Константинопольскому императорскому двору. Он настолько меняется внутренне, что пораженный народ, который трепетал от страха при виде своего правителя, начал называть его Красным Солнышком. Не мог народ так назвать своего правителя из чувства страха — так можно назвать только из чувства любви. А любят люди не тех, кто внушает страх, а тех, от кого любовь исходит, ведь страх разделяет, а любовь соединяет. И князь Владимир, опираясь на великую силу христианского послания миру, применив к себе нравственные нормы Евангелия, преобразовал не только себя, но и Древнюю Русь, ставшую единым мощным государством, народ, который вдохновлялся словом Божиим.
Великий князь Владимир должен быть примером для всех правителей — как в наших странах, так, может быть, и во всем мире. Особенно сегодня, когда на просторах исторической Руси, Руси князя Владимира, возникают междоусобные брани, страшные конфликты, сопровождающиеся проявлениями жестокости и злобы. И очень важно, чтобы правители думали о необходимости объединять свой народ вне зависимости от взглядов и убеждений людей, чтобы правители руководствовались любовью и христианской мудростью, чтобы их личность и политическая деятельность были притягательны для народа.
Говоря так, я в первую очередь думаю об Украине. Вы слышали, как Православная Церковь Украины созвала великий крестный ход, для того чтобы помолиться о единстве народа, о примирении враждующих. Люди шли с иконами сотни и сотни километров, только молясь. Но как тяжело было видеть, когда кто-то, желая перенести ад в своей собственной душе на других, стал обвинять этих ни в чем не повинных людей в политическом умысле, в подготовке переворота, в угрозе национальной безопасности! Дай Бог, чтобы великий исторический ход с востока и запада Украины в Киев, свидетельствующий о том, что Церковь имеет только один способ примирения людей — молитву и любовь, положил начало подлинному процессу примирения людей на Украине. Люди должны понять, что те, кто не разделяет их взгляды — исторические, культурные и даже религиозные, — им не враги. Что современный мир, если он хочет сохранять единство, любая страна, тем более христианская, если она хочет сохранять единство, не должна силой и террором сметать с дороги неугодных. В основе подлинной соборности, подлинного единства, о чем нередко говорят на Украине, должны быть мир, взаимное уважение и любовь, — об этом и молился крестный ход на Украине.
К сожалению, я по известным причинам не могу ныне посещать Киев. Я очень любил в этот день вместе с киевлянами возносить молитву в Киево-Печерской лавре, в том числе о единстве украинского народа. И отсюда, из древнего Орла, одного из центральных русских городов, я простираю сегодня свою любовь к моим братьям и сестрам на Украине и молюсь, чтобы предстательством святого равноапостольного князя Владимира, святых преподобных Антония и Феодосия Печерских и всех святых, в земле Русской просиявших, мир и благословение Божие посетили украинскую землю.
Я хотел бы выразить особенно теплое искреннее чувство в связи с возможностью посетить Орел. Никогда еще Патриарх не вступал на эту землю, а ведь орловская земля — житница русская. Всегда было так, она кормила очень многих, но одновременно воспитывала и воинов, тех, кто способен защищать свое Отечество. Ныне Орел — это город воинской славы, и мы знаем, какие судьбоносные события, связанные с Великой Отечественной войной, произошли здесь, на этой земле.
Знаю и о том, как разорена была церковная жизнь на Орловщине. Поэтому благодарю всех — владыку митрополита, владыку Ливенского, господина губернатора, власти и весь народ Орловщины, всех вас, мои дорогие, — за возрождение веры на этой земле. Каждый из нас должен вносить свой вклад, чтобы заповеди великого князя Владимира жили в нашем народе. Чтобы, основываясь на его опыте, основываясь на 1000-летнем опыте Церкви нашей, мы научились жить в мире и согласии друг с другом — будь то семейная жизнь, будь то жизнь трудового коллектива, будь то село, город или страна. И да поможет нам Господь через молитву ко святому равноапостольному князю оставаться верным заветам, которые он нам передал, тем самым преобразуя и изменяя к лучшему 1000-летний лик нашего Отечества.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси