7 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском храме в Цюрихе Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!
С особым чувством я совершил сегодня Божественную литургию в этом храме. С этим приходом я связан 45 лет — с 1971 года. Тогда это был совершенно другой приход, другой храм — в маленькой квартирке, где служил игумен, затем архимандрит, а затем епископ Цюрихский Серафим (Родионов). В воскресенье на богослужение собиралось всего несколько человек. В то время я служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве, и этот приход был тоже создан владыкой (тогда еще иеромонахом) Серафимом в 1946 году. Сейчас я с большим волнением вспоминаю окормлявшего в те годы Швейцарию владыку Серафима, который практически всю свою жизнь отдал этому приходу. Очень рад видеть отца Мартина, настоятеля первого монастыря нашей Церкви в Швейцарии, который тоже был создан по благословению владыки Серафима.
Религиозная жизнь наших приходов была совершенно иной, но те немногие, кто приходили в наши храмы, были очень тверды в вере. У нас никогда не было пессимизма по поводу будущего, никто не говорил: мы последние, нас осталось всего 10-20 человек, и скоро все закончится. Мы торжественно, со слезами на глазах праздновали Пасху, Рождество Христово, и никто из нас не помышлял о конце — все верили и чувствовали, что наступит новое время, новая эпоха.
По милости Божией это время наступило, и здесь, в Цюрихе, появился этот замечательный храм. Я вижу, что за 10 лет с момента моего последнего посещения многое изменилось — прихожан стало еще больше, но особенно больше стало детей. Перед нами живая, современная православная община. И сегодня, празднуя 80-летие этого прихода, мы должны с благодарностью вспомнить всех, кто трудился в прошлом, кто своей верой и твердостью в своих убеждениях сохранил очаги русской православной жизни в Западной Европе.
Теперь следует задать главный и важный вопрос: почему мы сегодня приходим в Божий храм? С точки зрения современного человека, который стремится к комфорту, провести стоя в помещении два с лишним часа — совсем не то, чего бы ему хотелось. Но даже в переполненном храме мы стоим по два или три часа, ибо здесь мы соприкасаемся и умом, и сердцем с иной реальностью, с иной силой, которая не безразлично взирает на нас откуда-то с небес, а непосредственно пребывает с нами. До этой силы мы дотягиваемся своими словами, внутренним взором, своим сердцем и чувствуем Божественное присутствие в нашей жизни. Бог слышит наши молитвы и отвечает на них, и это самое сильное доказательство того, что Он существует. Никакие философские рассуждения о том, есть Бог или нет, нам не интересны, ибо умом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие.
В храме мы учимся многому. Мы слушаем слово Божие и пытаемся понять великие слова, пришедшие к нам из глубины веков. Сегодня, в день памяти святой великомученицы Екатерины, а также великомученика Меркурия, мученика Меркурия Смоленского и других, в том числе нескольких священников, убитых в 1930-е годы в Советском Союзе, за богослужением читалось особое Евангелие и особое апостольское послание о великом смысле и значении мученичества.
Когда мы говорим о подвигах первых христиан или христиан всех последующих поколений, отдавших свою жизнь за веру, мы применяем по отношению к ним слово «мученик». В латинском языке это слово martyr. В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение», а греческое слово, откуда пошла и латинская традиция, и традиция современных западных языков, имеет иной смысл. Греческое слово означает «свидетель». И это первоначальное прочтение подвига мучеников является очень важным, ибо не каждый мученик является свидетелем. Мы знаем, как нередко мучают людей, желая забрать у них деньги или ценные бумаги, или склонить их к отречению от какой-либо политической позиции. Но такую насильственную смерть нельзя назвать смертью мученика-свидетеля, ибо человек своей смертью, даже насильственной, ни о чем не свидетельствует. И только насильственная смерть, свидетельствующая о самом важном, получила название «мученичество».
О чем же свидетельствовали древние мученики? О Христе Распятом и Воскресшем. Их заставляли молчать, принуждая силой римского государства, но они все равно свидетельствовали о Христе, и насильственная смерть этих людей является их великим свидетельством о правде Божией.
В наше время мученичество не прекратилось, и мы знаем, что оно имеет место и сегодня. Но не всегда свидетельство о Христе связано с насильственной смертью. Мы все призваны быть свидетелями правды Божией, и сегодня за это свидетельство мы чаще всего не лишаемся жизни. Но нередко это свидетельство ставит нас в очень сложное положение. Современное общество склонно видеть в Церкви некую систему, которая обслуживает его потребности и даже вкусы. И если вкусы современного общества входят в противоречие с истинными христианскими убеждениями, тогда возникает тема свидетельства. Мы знаем, иногда христианские общины проявляют готовность учитывать эти вкусы и тем самым отходят от Божьей истины. Но мы призваны свидетельствовать о правде Божией и не прогибаться перед вкусами современного общества. Церковь не призывает к конфликту с обществом, но христиане призваны хранить правду Божию и свидетельствовать о ней, даже когда течение общественной жизни идет в противоположную сторону.
Поэтому всякий раз, вспоминая древних мучеников, мы должны молиться им, чтобы по их молитвам Господь дал нам силы быть мужественными свидетелями о правде Божией. Контекст этого свидетельства может быть очень разным и сложным — это и сфера общественных отношений, и масс-медиа, и социальные сети, и собственные семьи. И последнее иногда бывает сложнее, чем все остальное. Каждый родитель-христианин должен свидетельствовать перед детьми о правде Божией. А дети, получившие христианское воспитание, но которые живут в нерелигиозной или нехристианской семье, должны иметь способность свидетельствовать об этой правде перед своими родителями.
Таким образом актуализируется великая идея мартирия (свидетельствования и мученичества — ред.) в наши дни. И она требует от нас сил и преданности Господу. Поэтому мы и создаем Божии храмы: когда мы молимся вместе, между нами стираются все границы и мы как один народ, как одна семья предстоим Богу — и это предстояние укрепляет нашу веру и дает силы для подлинного свидетельства о Христе современному миру.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси