Рождественское послание архиепископа Абаканского и Хакасского Ионафана пастырям, монашествующим и всей боголюбивой пастве в Республике Хакасия

Наступил светлый праздник Рождества Христова. Вновь Святая Церковь литургически переживает величайшее в истории нашего спасения событие – сошествие на землю и вочеловечение Единородного Сына и Слова Божия. Вновь мы вспоминаем самое средоточие нашей веры и нашего упования. Вновь нам сияет незаходимый и приносящий надежду свет Вифлеемской звезды.

Если нам удастся избежать поверхностного восприятия праздника, предлагаемого его обмирщенным пониманием, то мы сможем приблизиться к осмыслению значения света «явльшияся звезды» (Мф. 2, 7). Здесь речь идет не о символическом свете и не о поэтической метафоре, и даже не о явлении физического света, а об истинном свете пришествия в мир Богочеловека Христа.

Великие отцы и подвижники Церкви, приближаясь к созерцанию тайны звезды Рождества Христова, говорили о нем как о несозданном свете энергий, то есть действий Божиих, как о том самом свете, который осиял гору Фавор во время Преображения Спасителя. Кроме того, эта звезда, по замечанию преподобного Романа Сладкопевца, является также и богословским образом Пресвятой Богородицы – как утренняя звезда отраженным светом солнца предвозвещает его скорый восход, так и через Пресвятую Деву воссиял в мире свет Христов.

В священной книге Чисел чаемый Мессия именуется звездой Иакова (Числ 24, 17). А в Откровении святого Иоанна Богослова Сам Христос называет Себя звездою: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22, 16). По изъяснению патриарха Иерусалимского Анфима, звездой «светлой» Господь называет Себя потому, что Он есть «Свет Истинный, который просвещает каждого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), а «утренней» потому, что воссиявает и утверждает в сердцах людей новую жизнь.

Человек, нравственно и духовно соединенный с Богом, чисто просвещается светом Его благодати. Напротив, кто отчужден от Божественной жизни, тот погружается в духовную тьму. В такой смертной тьме и отдалении от Бога находилось человечество в предхристианскую эпоху. Пророк Исаия возвещает народу, сидящему во тьме и тени смертной, что ему воссияет великий свет (Ис. 9, 2). Это пророчество соделалось «во дни Ирода царя» (Мф. 2, 1) исторической реальностью посредством Рождества Христова, и Новозаветная Церковь воспевает Родившегося Мессию как «Солнце Правды», именует Его «светом во откровение языков» (Лк. 2, 32).

Это – сегодняшний день жизни Церкви, ибо Христос, пришедший на землю, чтобы быть светом мира (Ин. 8, 12), преображает в «сынов света» (1 Фес. 5, 5), в «светообразных чад церковных» тех, которые верою и добрым произволением соединяются с Ним. Достигнет ли до нас сей свет Вифлеемской звезды – зависит от нашей веры и нашего произволения.

Дорогие отцы, братия и сестры! Желаю каждому из вас, чтобы это произошло, и чтобы этот свет привел всех нас к Тому, Кто был, есть и будет Единой надеждой спасения нашего, Егоже безмерная милость да пребывает со всеми вами.

+ ИОНАФАН, АРХИЕПИСКОП АБАКАНСКИЙ И ХАКАССКИЙ

Рождество Христово 2017 г., град Абакан