13 мая 2017 года, в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, в четвертую субботу после Пасхи, по сложившейся в новейшее время замечательной традиции мы собираемся здесь, на Бутовском полигоне. На месте умерщвления десятков тысяч неповинных людей, многие из которых душу свою положили за веру Христову, мы совершаем Божественную литургию, в которой участвуют священнослужители Московских городской и областной епархий, игумении и игумены монастырей, многочисленный народ Божий. На антиминсе, которым сделалась земля Бутовского полигона, мы возносим Господу бескровную Жертву и молимся об упокоении невинных. И, наверное, каждый, кто вспоминает невинно убиенных, думает о том, что только силой Божией и в ответ на молитвы мы можем получить от Господа времена мирные, исполненные справедливости и милостивого отношения к людям, которые навсегда исключили бы из нашей жизни опасность повторения того, что произошло в нашем Отечестве в страшные годы послереволюционного уничтожения веры и Церкви.
Сегодня мы слышали отрывок из книги Деяний (12:1-11), которая читается в Пасхальный период. В нем повествовалось о том, как по приказу Ирода был заточен в темницу апостол Петр — в праздник Пасхи и дни опресноков. Ирод намеревался вывести Петра к народу, но незадолго до того апостол был чудесным образом избавлен. В темнице, где Петр лежал меж двумя воинами, скованный двумя цепями, явился ангел, сбросил с него оковы и вывел наружу, несмотря на две стражи, то есть две группы воинов, которые охраняли путь от темницы к вратам. Затем ангел открыл врата темницы, причем, как подчеркивает автор, железные врата. А ведь тогда железо было дорогим материалом, и уж если врата делались из железа, то для того, чтобы никто никогда не мог бы их сломать, никто никогда не мог бы покинуть темницу. Но апостол Петр выводится Божией силой из этого страшного заточения и обретает свободу. Какую он свободу обрел? Внешнюю свободу, от внешних уз. Было ли это хорошим делом? Несомненно, ибо если бы Петр не обрел внешней свободы и остался в темнице, то наверняка бы погиб, и это бы очень осложнило проповедь о Христе Воскресшем.
Наверное, когда наши братья и сестры, мученики XX века, находились в заточении, когда их везли сюда на грузовиках, чтобы расстрелять, они молились Господу и просили, чтобы «минула их чаша сия» (Мф. 26:39), чтобы Господь их спас. Наверное, так молился священномученик Серафим, митрополит Ленинградский, — в 1937 году, будучи уже глубоким стариком, он был арестован и расстрелян здесь, в Бутово. Каждый с верой в сердце просил Господа: «да минует меня чаша сия», но Господь попустил смерть ни в чем не повинных мучеников. То, что рука Божия совершает, не всегда бывает понятно сразу, но становится ясным по прошествии времени. И мы понимаем, что жертва наших мучеников была великой силой, могущей преобразовать всю жизнь нашего народа.
Сегодня настало время, когда мы должны доказать, что кровь мучеников Бутовских и всех иных не была напрасна. Мы должны открыть глаза всем, в первую очередь нашим соплеменникам, чтобы они поняли, какой путь ведет в бездну, в погибель. Очевидно, что духовное возрождение не могло бы произойти, если бы не подвиг новомучеников, их жертва, их святые молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей.
Сегодня мы слышали Евангельское чтение (Ин. 8:31-42), в котором приводятся замечательные слова Спасителя, обращенные к иудеям, но ими не понятые. Он сказал: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Ему отвечают: «Мы дети Авраама и никогда ни у кого в рабстве не были. О какой свободе Ты говоришь?» Тогда Господь объясняет им, о какой свободе идет речь, — о том, что существует высшая, абсолютная свобода, свобода от греха. Это не внешняя свобода, не та свобода, которую обрел апостол Петр, не та свобода, которой лишились новомученики, но свобода внутренняя, которая есть путь в Царствие Небесное. Внутренняя свобода делает человека свободным вне зависимости от внешних обстоятельств, и те, кто не предал Христа, в том числе на краю Бутовских рвов, были свободны, несмотря на страшное насилие, несмотря на непреодолимую силу зла и жестокости.
Слова Господа о свободе от греха, об истине, которая освобождает нас, очень актуальны. Сегодня считается недопустимым ограничивать внешнюю человеческую свободу, а если такое где-то происходит, то все возмущаются, говорят о нарушении человеческих прав и даже о необходимости менять политические режимы. Но одновременно мы должны свидетельствовать, что живем в условиях, когда происходит порабощение внутреннего человека, разрушение его внутренней свободы. Сознавая себя внешне свободными, люди массово становятся рабами — рабами идей, политических концепций, принятых точек зрения.
Иногда наше врожденное нравственное чувство возмущается, когда совершенно очевидным образом некий человек себя ведет недопустимо, например, оскорбляет религиозные чувства других. Но нам пытаются объяснить, что это и есть свобода. Нам пытаются объяснить, что нужно жить по определенным правилам, и тогда никто не будет покушаться на наши человеческие права. Но эти правила духовно закабаляют человека, формируют такое сознание, что он становится рабом, не сознавая своего рабства.
Что же может вывести человека из этой темницы, подобно тому, как ангел вывел Петра и даровал ему внешнюю свободу? Истина. «Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32), Господь сделает нас свободными. Мы только никогда не должны предавать Его истину, мы должны принять ее всем сердцем, всей душою своею, всем разумением своим. Мы должны накладывать эту истину на информационный поток, который обрушивается на наше сознание, с тем чтобы понять, что в этом потоке правильно, а что греховно и смертельно опасно. Тогда мы будем свободны — и от этого информационного потока, и от всех сил, которые обрушиваются на нас, пытаясь формировать наше сознание.
Собственно говоря, почему политические перевороты, революции всегда сопровождались гонениями на Церковь? Более того, сперва расправлялись с классами, которые считались эксплуататорскими, потом забывали об этой борьбе, но никогда не прекращались гонения на Церковь, — история нашего Отечества XX века об этом ярко свидетельствует. Возникает вопрос почему? Ответ простой. Потому что Церковь проповедует истину, впитав которую, человек становится внутренне свободным вне зависимости от внешних обстоятельств. Невозможно управлять свободными людьми, навязывая им нечто, что расходится с Божественной истиной. Вот почему Церковь всегда находится в положении если не гонимой, то критикуемой, потому что те, кто желает контролировать народное сознание, понимают: покуда есть Церковь, тотального контроля никогда не будет.
По милости Божией сегодня в нашей стране предоставлены все возможности, в том числе для проповеди. Московский Патриарх, обращаясь с этих ступеней, говорит сегодня то, что должен сказать, ничего не опасаясь и не думая о последствиях, но не во всех местах земного шара такое возможно. И мы свидетельствуем о том, что невидимая брань Божественной истины с бесовскими наваждениями продолжается и будет продолжаться до скончания человеческой истории.
А для того чтобы мы с вами никогда не разменяли Божественную истину на ложных идолов, в том числе навязываемых современным информационным потоком, мы должны обращаться за помощью к святым мученикам и исповедникам Церкви нашей, включая тех, кто лежит здесь, на Бутовском полигоне. Их молитвами да сохранит Господь Церковь Русскую, да сохранит Господь наш народ, Отечество наше, и мы дерзаем обращаться к ним с молитвою, да сохранит Господь весь род человеческий от плена вражия. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси