Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских после Литургии в Валаамском монастыре

 

11 июля 2017 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка, наместник и игумен обители Панкратий! Дорогие отцы, братья и сестры!

Для меня всегда особая радость вступить на землю Валаама и помолиться вместе с братией пред престолом Божиим в сей прославленной обители.

Валаам всегда был оплотом России на Севере, но он никогда не был военным оплотом, он всегда был оплотом духовным. Однако этот духовный оплот оказался куда сильнее любых крепостей, любых оборонительных сооружений, любой человеческой силы. Что только за эти столетия, начиная с далекого XIV века, ни происходило на этих землях! Какие только перемены ни сотрясали жизнь людей! А обитель стояла, как маяк, как светоч, к которому устремлялись люди. Казалось, после нанесенного обители сокрушительного удара в веке XX невозможно даже помыслить о ее возрождении. У старшего поколения, у тех, кто посещал обитель в минувшие тяжелые годы, еще сохраняется образ разрушенной и оскверненной обители. Вспоминаю, с каким подозрением местные обыватели относились к каждому, кто внешне напоминал священника. Когда в далеком 1969 году я впервые прибыл на Валаам и хотел войти в этот собор, я был грубо остановлен какими-то людьми, которые сидели на скамеечках и курили, — по всей вероятности, они проживали где-то поблизости. Казалось, нет надежды на возрождение, однако Господь из пепла возродил обитель, причем не только стены, приведя Валаамский монастырь в состояние, которого не было даже в славные прошлые времена, но, может быть, самое важное, что обитель ныне живет полноценной жизнью. Могу свидетельствовать, что и на протяжении последних девяти лет, когда я каждый год стараюсь бывать на Валааме, увеличивается количество паломников, возрастает количество людей молодого и среднего возраста, которые приходят сюда, чтобы в этот день помолиться вместе с братией и почувствовать присутствие благодати Божией, нисходящей на нас по молитвам святых преподобных Сергия и Германа. Вот и сегодня мы все, слава Богу, вместе. Дай Бог, чтобы эта паломническая традиция не пресекалась. Дай Бог, чтобы все больше и больше людей стремились посетить святые места земли Русской.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея содержит притчу Спасителя о сеятеле, который засеял поле пшеницей. Ночью пришел враг и посеял плевелы — сорняки. Тогда пришли к хозяину поля трудники и говорят: «Давай мы уберем сорняки». Но он ответил: «Нет, если будете сорняки убирать, то и пшеницу можете погубить. Дождемся жатвы, и тогда соберем сорняки, предадим их огню, а пшеницу соберем в житницы» (Мф. 13:24-30).

Эта притча — о присутствии зла в человеческой жизни, в человеческой истории. Сорняк — символ зла. Он появляется на плодоносном поле, и его рост небезразличен по отношению к тем злакам, которые произрастают на благо человека. Сорняк губит здоровые злаки, он приносит зло и всегда несет в себе губительную силу, даже будучи порой внешне привлекательным. Так что неслучайно Господь, говоря о присутствии зла в жизни людей, избирает образ сорняка, который не приносит ничего доброго — только плохое. Там, где вкладываются человеческий труд, человеческий талант, где вкладываются определенные материальные и духовные силы, сорняк способен все погубить.

Действительно, так и происходит. Зло, присутствующее в человеческой жизни, губит добро, и возникает вопрос: «Что же, Господь не может убрать сорняки? Почему Он в притче говорит, что хозяин поля запретил сорняки убирать?» Потому что, убирая сорняк, можно погубить и здоровый плод. Что же это означает? Что зло необходимо? Конечно, нет, но, преодолевая зло, человек способен возрастать и бороться со злом. Конечно, у Бога есть возможность в одночасье уничтожить сорняки в роде человеческом. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, Бог может уничтожить зло и сделать это в любой день. Но что же останется тогда от рода человеческого? Не будет человеческой жизни, ведь зло попускается именно потому, что оно истребляется добром, которое производит человек. Каждый вовлекается в космическую борьбу добра со злом. Когда мы в жизни своей зло разрушаем, когда мы сеем добро и правду вокруг себя, когда мы боремся за добро и правду, когда мы защищаем духовные ценности, когда мы стремимся уберечь от растления души наших молодых людей, поддержать людей зрелых и пожилых, — тогда мы соучаствуем в действительно вселенской борьбе человека со злом, и завершится эта борьба в конце мира, когда справедливость будет полностью явлена.

Иногда люди страдают от того, что в своей жизни они не увидели явления справедливости в тех или иных обстоятельствах. Им кажется, что зло тотально господствует. Мне приходится общаться со многими людьми, и очень часто я слышу такие слова: «Святейший, а куда мир идет? Что с нами происходит? Почему наступает зло?» У некоторых наступает отчаяние, они спрашивают: а можно ли что-то сделать? Глубоко убежден: никакого отчаяния быть не должно, потому что зло будет побеждено. Зло господствует временно. Оно может наслаждаться своими победами, издеваться над добром и носителями добра, но оно будет уничтожено. Иногда нам действительно не хватает всей жизни, чтобы увидеть, как зло терпит поражение, а иногда мы и при жизни становимся свидетелями такой победы. Вот возрожденный Валаам: при нашей жизни, жизни старшего поколения здесь была мерзость запустения, а сегодня — явление Божественной красоты. И пример Валаама должен поддержать нас в трудных обстоятельствах, когда нам кажется, что придется опустить руки, что нам не справиться с трудными, несправедливыми, злыми обстоятельствами. Нужно помнить, что Господь сильнее диавола, а мы должны быть готовы, как те самые трудники на поле, в любой момент убрать сорняки с нашего поля. Когда наступит момент, и Господин поля скажет «работайте», мы все должны быть способны принять участие в борьбе человека со злом, в борьбе света с тьмой; и у каждого эта борьба происходит на определенных этапах его личной жизни.

Пусть Господь укрепит всех нас, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах мы не теряли надежду на силу Божию, на побеждающую силу Божественного присутствия в человеческой истории, на окончательную победу Бога над диаволом, света над тьмой, добра над злом. И дай нам Бог никогда не изменить призванию быть на стороне света, добра и правды. Молитвами святых преподобных Сергия и Германа да укрепит нас Господь на путях нашей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси