Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!
Понимание сокровенного смысла Праздника РождестваХристова формулируется не на основе человеческих учений и мирского образа мыслей, но определяется Церковью, которая есть Живое Тело Христово (Еф. 1. 22, 23). Она через творения своих богословов, гимнографов и иконописцев раскрывает перед нами сокровище глубочайшего духовного осмысления Праздника и таким образом путеводит нас к тому, чтобы мы стали ее живыми членами. В этой пастырской предусмотрительности она определила подходящее апостольское чтение на сегодняшней праздничной Божественной Литургии.
Это чтение, взятое из Послания святого апостола Павла к Галатам, с удивительной богословской чистотой и точностью говорит нам о цели Вочеловечения Бога Слова, которая состоит в даровании нам усыновления, чтобы мы стали детьми Божиими по благодати. Это совершилось тогда, когда пришла полнота времени – когда, с одной стороны, в человеческом роде умножились зло и грех, а с другой – когда ожидание пророками и праведниками Мессии достигло высшей точки. Тогда Сын Божий вочеловечился по благоволению Отца содейством Святого Духа, то есть волею Тройческого Бога.
Достойно внимания то, что в этом чтении мы дважды слышим слова «Бог послал». Это указывает не только на историческое событие Вочеловечения Христова, но и таинство Его Пришествия в наше сердце, через что совершается наше обожение.
Апостол пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4. 4, 5). Таким образом, первый раз употребляется это словосочетание «Бог послал» для того, чтобы явить истину Вочеловечения Христова, то есть восприятия Богом Словом полноты человеческой природы и соединения с ней в Его Лице с целью искупить нас от клятвы ветхого закона, чтобы мы восприняли усыновление Богу.
Второй раз употребляются эти слова для уяснения того, каким именно образом человек приобретает это сыновство, как, освобождаясь от рабства греху, он становится сыном Божиим по благодати и членом Тела Христова. Апостол пишет: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4. 6, 7).
Первое слово «послал» относится к Сыну Божию, Который стал Человеком для всех людей и дал всем возможность усыновления Богу. Второе же слово «послал»» сказано о Святом Духе, Который приходит в сердце и соделывает усыновление в человеке. Насколько значительно для человека Вочеловечение Христово, настолько важно пришествие Святого Духа в его сердце, потому что только посредством двух этих событий мы воспринимаем Богосыновство по благодати.
Это означает, что мы, как православные христиане, посредством Святого Крещения и Святого Миропомазания соединяемся в Живое Тело Христово, становимся членами сего Преславного Тела, то есть Церкви, и питаемся в Таинстве Божественной Евхаристии. Это соединение не является механическим и чувственным – Пришествие Святого Духа в сердце через Таинства развивает сердечную молитву, и возрожденный человек в своем сердце тогда взывает к Богу как Отцу. Молитва Отцу в сердце ясно показывает, что человек есть дитя Божие, он перестает быть рабом греха и приобретает твердую надежду, что он – наследник Божиих даров через Христа во Святом Духе.
Таким образом, сегодняшнее апостольское чтение говорит нам и о Боговоплощении, и о Пришествии Святого Духа в сердце спасающегося. Оно возвещает нам о Вочеловечении Бога и об обожении человека.
В наше время, когда безнадежие и потеря смысла жизни объемлет множество современных людей, уверенность в усыновлении Христу через Таинства, молитву и живую связь с Церковью является непоколебимым якорем надежды и жизни.
Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с Праздником!
Благодать и безмерная милость Родившагося нас ради человек и нашего ради спасения Спаса Христа да пребывает со всеми вами.
Рождество Христово 2018 г., град Абакан