Вечером 20 февраля 2018 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа избавить нас от праздности и уныния. Два порока, два греха стоят в этой молитве вместе— так же, как в жизни. Святой Исаак Сирин, живший в VIIвеке и оставивший после себя замечательные творения, говорит, что праздность рождает уныние, равно как и суетные беседы, и чрезмерное чревоугодие.
Уныние — это очень тяжелое душевное состояние. Нет, наверное, ни одного человека, который бы в какой-то момент жизни не унывал. А нередко люди теряют жизненные ориентиры, теряют надежду, становятся безразличными ко всему окружающему и дажек самим себе,причем поводом для уныния могут статьсамые обычные неблагоприятные жизненные обстоятельства. Казалось бы, следует помнить, что в жизни все проходит — и плохое, и доброе,— и не поддаваться унынию. Но чаще всего человек, встречаясь с трудностями, унывает.
Мы должны помнить, что уныние — это грех,а в основе этого греха— недостаток веры. Что происходит с унывающим человеком? Он не видит выхода из сложившейся ситуации, он теряет надежду. Легко понять, когда это происходит с людьми нерелигиозными, ведь неверующий все связывает со стечением обстоятельств, со своими личными усилиями или усилиями других людей,и нередко сознает их недостаточность для преодоленияуныния. Но верующему дано знать, что наша жизнь— в руках Божиих, и если мы не находим в себе силы выйти из состояния уныния, то это свидетельствует о слабости нашей веры.
Но ведь вера связана с надеждой. Хорошо известно, что вера порождает надежду, которая помогает людям проходить через тяжелейшие жизненные испытания. Когда унывающий человек теряет надежду, ему бывает очень тяжело каяться, исповедоваться в своих грехах. Он не столько кается, сколько жалуется— на свою жизнь, на обстоятельства, на родственников, на тех, кто его окружает, кто, по его мнению, является причиной уныния. Но верующий человексознает, что жизнь наша— в руках Божиих, что в ответ на веру и молитву Господь способен «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (см. Мф. 3:9), т.е. сделать невозможное, и эта вера не следует из неких умозаключений, но основывается на историческом опыте— на опыте Церкви, на опыте святых.
Мы слышали сегодня дивные слова канона Андрея Критского, который призывает нас к покаянию, приводя в пример ветхозаветных праведников и грешников итем самым показываянам возможность обрести спасение. Ветхий Завет, так же, как Новый Завет, — это часть нашей священной истории, исполненная множества примеров того, как надежда побеждает, как вера, становясь силой, преобразует человеческую жизнь. А грех уныния опасен еще и тем, что разрушает не только самого унывающегочеловека, но и несет в себе негативную энергию. Каждый на опыте знает, к каким печальным последствиям ведет общение с тем, кто впал в уныние, потому что его духовная отрицательная энергия поражает и окружающих.
Поскольку причиной уныния являются слабая вера и отсутствие надежды, то справиться с унынием без веры и надежды невозможно. Неслучайно святой Ефрем в молитве, которую мы так часто повторяем во время великопостных богослужений, просит Господа избавить нас от уныния. Потому что очень часто своих сил не хватает, и только сила Божия способна вызволить нас из тяжелого плена, поражающего наше сознание, сковывающего нашу волю и омрачающего наши чувства.И да поможет нам Господь осознать, что уныние во многом определяется нашим образом жизни, нашими мыслями, и, преодолев это пагубное искушение, жить с упованием на волю Божию, благую и совершенную. Аминь.
Информационный отдел Абаканской епархии