19 октября 2018 года в Москве состоялось итоговое пленарное заседание VIII Общецерковного съезда по социальному служению «Координация социального служения в епархии». С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Мы начинаем работу нашего съезда с воспоминания о трагическом событии [в Керчи], которое действительно обожгло души наших людей сопричастностью к горю тех, кто пережил и переживает эту трагедию. Мы молимся об упокоении невинно убиенных. Мы желаем сил душевных и телесных родителям, близким, родным тех, кто был убит. И считаем нашим прямым долгом как молитву об упокоении умерших, так и максимальное оказание помощи тем, кто так или иначе связан с этим страшным событием. Нужно найти возможности оказать и духовную, и, если надо, материальную поддержку. Попрошу Вас, владыка, иметь особое об этом попечение: войти в контакт с епископатом нашей Церкви, несущим служение в Крыму, и выяснить, что еще мы могли бы сделать, чтобы поддержать людей, особенно родителей, переживших такое страшное испытание.
Мне хотелось бы начать свою речь со слов благодарности всем вам, а также тем, кто в силу различных причин сегодня не может присутствовать в этом зале, за важную работу, которую вы осуществляете. Отрадно свидетельствовать, что милостью Божией и усилиями многих тружеников социальная деятельность Церкви уже прошла этап становления. Появляются новые центры гуманитарной помощи, структуры помощи наркозависимым, дома для мам, сестричества, во многих приходах созданы ставки штатных социальных работников. Могу судить по городу Москве, как появление такого рода работников меняет характер всей деятельности наших приходов. Что греха таить, еще совсем недавно настоятели не знали даже имена нуждавшихся членов прихода, не знали имена тех, кто одинок, кто нуждается в поддержке. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Конечно, мы не достигли всего, к чему стремимся, но главное, уже сделаны первые важные шаги.
Сегодня пришло время обратить особое внимание на качество социальной работы, которая осуществляется в Церкви. Мне кажется важным, чтобы сестры милосердия обязательно проходили профессиональное обучение, умели ухаживать за больными, были знакомы с современными методами работы с больными людьми, с оказанием паллиативной помощи, с современными технологиями в этой сфере. Важно не просто накормить бездомного, а попытаться помочь ему вернуться в общество, выстроить процесс его реабилитации. Если речь идет о профилактике абортов, нужно осуществлять полноценную поддержку семьи как до, так и после рождения ребенка. Для женщин, которые получают приют в наших домах для мам, следует составить четкий план действий по решению актуальных для них вопросов и сопровождать их в решении существующих проблем. Я рад, что получила поддержку на местах сформулированная мною в свое время задача проявлять заботу о женщинах, которые отказываются, в том числе по нашей инициативе, от совершения абортов. Я получаю информацию от епархиальных архиереев, что мало-помалу эта работа действительно становится приоритетной. Церковь проповедует отказ от абортов, призывая женщин, которые отказались от аборта, изменить свою жизнь, взять на себя определенные обязательства. А значит, Церковь обязана оказывать этим женщинам моральную, и не только моральную, поддержку, иначе наши слова становятся лицемерием. Легко сказать «не делайте». Нужно понять женщину, которая оказалась в ситуации, при которой она приняла решение сделать аборт, но потом через наши слова, через наше воздействие отказалась; нужно войти в ее тяжелое положение и максимально помочь ей, чтобы она чувствовала заботу со стороны Церкви. В таком случае наши слова не будут восприниматься лишь как пустой звук. Поэтому я еще раз делаю особый акцент на необходимости организации в масштабе всей Церкви работы с женщинами, которые отказались совершить аборт и продолжают находиться в стесненных трудных обстоятельствах.
В центре наших усилий должен стоять сам нуждающийся человек. Неверно тешить себя мыслью, как хорошо мы поступаем ради собственного спасения, помогая другому. Все оценки расставит Господь. Он вынесет суд, с тем ли настроением, с тем ли, если хотите, пониманием собственного места в совершении добра мы приступаем к этому деланию. Мы должны, прежде всего, думать о качестве нашей помощи, ставя себя на место страдающих людей.
Церковную социальную деятельность отличает комплексный подход. Церковь не воспринимает человека просто как получателя услуг, мы видим в каждом личность, образ Божий, нашего ближнего, члена Церкви, нашего собрата или сестру. Мы призваны помочь ему не какой-то единичной услугой, а всем, чем можем.
Для социального работника недостаточно быть отзывчивым и сострадательным. Необходимо регулярно повышать квалификацию на специальных образовательных курсах, в том числе тех, что проводит Синодальный отдел по социальному служению и благотворительности. Необходимо разбираться в зарубежном опыте, читать соответствующую литературу, посещать конференции, круглые столы и стажировки.
Хотел бы отметить особую важность координации социального служения на уровне епархии. В каждом регионе эти направления могут быть разными: где-то необходимо помогать наркозависимым, где-то — бездомным или инвалидам. Но в любом случае в поле нашего внимания должны быть все социальные вопросы, решению которых мы можем реально содействовать, помогая всем нуждающимся вне зависимости от их гражданства, национальности или вероисповедания.
Руководителям епархиальных отделов необходимо выстраивать полноценную систему социальной деятельности внутри епархии. Благотворительное служение должно вестись и в кафедральном городе, и в благочиниях, и на конкретных приходах. На каждом уровне этой системы у главы социального отдела должно быть свое доверенное лицо, которое постоянно участвует в общих встречах, всегда на связи. Системная работа — это работа по четкому плану, с измеряемыми результатами, с конкретными задачами на год и целями на долгосрочную перспективу.
Неправильно думать, что социальная деятельность — это лишь одно импульсивное действие. Нет, это планомерное поступательное движение вперед. Я бы хотел сказать, что самое трудное в нашей с вами работе — именно систематическое, хорошо организованное поступательное движение. Легко воспламениться от призывающих слов священника, от прочтения какой-то литературы и что-то сделать, например, навестить больного или посетить кого-то в заключении. Но очень трудно включить в свою собственную жизнь такого рода действия на постоянной основе, осознав, что оказание помощи людям, особенно тем, кто в беде, — это первостепенная задача каждого христианина.
Наши приюты, наши реабилитационные центры, нецерковные организации, которые также нуждаются в помощи, должны быть центром нашего притяжения и внимания. Мы должны стараться осуществлять все эти проекты не как нечто второстепенное, но как одну из самых главных задач, как дело, к которому Христос нас призывает. И я хотел бы еще раз подчеркнуть: речь идет не только о работе в собственно церковных учреждениях. Мы должны иметь открытое сердце к тому, чтобы взаимодействовать и помогать тем, кто вне церковных границ осуществляет ту же работу, что и мы.
В последнее время в России увеличилось число епархий, что позволило усилить нашу благотворительную деятельность. Теперь в каждой небольшой епархии есть свой социальный отдел, свой центр активности, но, как правило, этим епархиям еще недостает опыта. Отрадно, что Синодальный отдел по благотворительности помогает новообразованным епархиям: специально для них был разработан документ «Последовательность действий руководителя епархиального социального отдела при вступлении в должность и на начальном этапе работы». Это свод простых рекомендаций, который позволяет выстроить системную работу. Документ распространяет, пока адресно, сам Синодальный отдел, но полагаю целесообразным, после моего окончательного утверждения, придать ему статус общецерковных рекомендаций, с тем чтобы Управление делами могло разослать его в епархии.
Обращаясь к священникам, хотел бы сказать: несмотря на имеющуюся нагрузку, нужно помнить, что служение в больницах, помощь нуждающимся — это служение Богу, это неотъемлемая часть нашей пастырской деятельности и нашей христианской жизни, ведь в каждом нуждающемся Христос призывал видеть Самого Себя (Мф. 25:40). Священник не должен думать, что, совершив Литургию, он может быть свободен от всех других пастырских обязательств. Литургия — это наше «общее дело», которое продолжается, в том числе, в больницах, в хосписах, в интернатах, в богадельнях, в приютах — там, где не хватает любви, где есть человеческое горе и нужда.
Конечно, в этом служении священники нуждаются в помощи мирян — добровольцев, в том числе сестер милосердия. Вокруг нас много молодых людей, готовых послужить ближним, но далеко не все знают, что нужно сделать и куда обратиться, чтобы стать волонтером. Наша задача — рассказать этим людям, где они могут быть полезны: в интернатах, в больницах, в домах престарелых, в домах для бездомных.
Епархиальный социальный отдел должен создать условия для того, чтобы любой человек, который хочет помогать ближним, имел возможность это делать. Хорошо, когда при храме есть группа милосердия, но порой бывает так, что о ней не знают даже многие прихожане. Не стесняйтесь рассказывать людям об этом служении, — они смогут присоединиться к вашей работе только в том случае, если они о ней узнали и стали ей симпатизировать. Поэтому разъяснительная деятельность в приходах, направленная на популяризацию социального служения, должна быть делом каждого священнослужителя, особенно настоятеля.
Также необходимо дать людям, в том числе невоцерковленным, возможность участвовать в добрых делах при храме. Как показывает практика московской службы «Милосердие», невоцерковленные люди приходят в храм, чтобы стать добровольцами, а потом постепенно через эту деятельность воцерковляются. Один журналист рассказывал мне, как он, что-то зная о Церкви, но не имея никакого опыта общения с Церковью, зашел в один из наших храмов, где собирались посылки, гуманитарная помощь для пострадавших — кажется, при наводнении в городе Крымске. И его просто, без церемоний включили в эту работу. Кто-то из активистов сказал: «Что стоишь, иди помогай разбирать пакеты». Он оставил машину незапертой и пошел делать, что ему сказали. Потом он делился этим опытом и говорил, насколько важным для него было увидеть людей, материально совершенно не заинтересованных, вдохновленных исключительно осознанием необходимости помочь, срочно помочь, страдающим. И это чувство передалось ему, — думаю, с этим чувством он и сейчас живет; дай Бог, чтобы было так.
О том, как организовать добровольческую службу, можно узнать на сайте Синодального отдела по благотворительности. Там опубликован видеоучебник по организации добровольческой деятельности, а в начале 2018 года вышло новое методическое пособие «Как организовать службу добровольцев: учебник для начинающих». Призываю всех, кто желает ознакомиться с социальной церковной работой, обращаться к сайту Синодального отдела: на нем размещаются книги и методики по всем направлениям нашего служения. Каждый год выходят 4-5 новых пособий, в которых аккумулируется лучший опыт работы.
Отрадно отметить развитие не только дистанционного, но и очного обучения, которое осуществляется Отделом. В Москве прошли стажировку многие руководители и представители епархиальных социальных отделов, приходские социальные работники и сестры милосердия.
В 2016 году обучающий центр был открыт в Екатеринбурге, и уже второй год руководители и представители епархиальных социальных отделов, социальные работники и сестры милосердия имеют возможность пройти стажировку и на базе Екатеринбургского социального отдела. На сегодня там прошли очное обучение руководители социальных отделов практически всех епархий Уральского федерального округа, Казахстана и Средней Азии.
Рад, что в настоящий момент Синодальный отдел работает над открытием подобных региональных обучающих центров и в других федеральных округах, в частности, в ближайшей перспективе должен приступить к работе центр в Южном федеральном округе — на базе социального отдела Ростовской епархии.
Теперь хотел бы остановиться подробнее на некоторых направлениях нашей работы.
Многим инвалидам, особенно в регионах, по-прежнему недоступны современные технологии реабилитации. Городская среда и здания не адаптированы для них, не хватает квалифицированных специалистов, не хватает добровольцев, готовых в повседневной жизни сопровождать людей с ограниченными возможностями. Некоторые отказываются от своих детей-инвалидов или взрослых инвалидов, потому что не могут обеспечить им полноценный уход. Церковь могла бы создавать проекты помощи таким семьям. Конечно, реализация этих проектов невозможна без активного взаимодействия с родительским сообществом, специалистами в сфере коррекционной педагогики, профильными образовательными и некоммерческими организациями. Наиболее успешные церковные проекты на сегодняшний день организованы в тесном сотрудничестве с профильными НКО, благотворительными фондами, общественными организациями инвалидов, и это сотрудничество необходимо развивать.
В работе с бездомными важно понять, что мы должны не просто оказывать срочную социальную помощь, а выстраивать систему поддержки и возвращения людей в общество. Да, нужно решать насущные проблемы с едой, одеждой, кровом, но очевидно, что сегодня этого недостаточно. Бездомность — это своего рода болезнь, которая парализует волю человека и отнимает силы для борьбы. Наша задача — помочь такому человеку прийти к Церкви, познакомиться с ее социальной работой, включиться в систему церковной реабилитации и посредством той помощи, которую Церковь может оказать, преодолеть самое главное — отчуждение от мира. В России есть церковные приюты для бездомных, но нужно повысить, с учетом сказанного, качество их работы.
В современных условиях очень трудно приходится многодетным семьям: их финансовых возможностей, возможностей восстановить свое физическое и психологическое здоровье гораздо меньше, чем у других родителей, а при той разобщенности поколений, которую мы наблюдаем, многодетные родители зачастую оказываются без помощи своих старших детей. В такой ситуации православный приход может стать опорой и поддержкой для многодетной семьи. Желательно, чтобы семья могла получать материальную, физическую, психологическую помощь. Хорошо зарекомендовали себя инициативы создания при храмах обществ многодетных, выстраивание системы взаимопомощи.
Отдельного внимания заслуживает наша помощь детям-сиротам. В этой сфере благодаря усилиям государства ситуация значительно улучшилась за последние годы. Действует целый ряд государственных программ по подготовке будущих приемных родителей. Церковь тоже участвует в этой работе. Однако в целом церковные проекты в этой области являются пока единичными, и нам необходимо более интенсивно развивать это направление.
Вся наша деятельность по помощи детям-сиротам должна быть сконцентрирована на устройстве детей в приемные семьи и работе с кровной семьей. При этом нужно не терять осмотрительность и подвергать тщательному анализу состояние семьи, потому что нередко искусственное возвращение ребенка в семью приводит к трагическим последствиям, когда у него разрушаются те добрые навыки, которые сформировались в церковных учреждениях. Возвращение в семью должно обязательно сопровождаться как предварительным изучением ситуации, так и определенным мониторингом. Нельзя ребенка оставлять один на один с родителями, которые уже когда-то обнаружили свою неспособность к воспитательной деятельности. Конечно, происходят большие перемены, в том числе в сознании таких родителей, часто под влиянием Церкви. Но еще раз хотел бы сказать, что мониторинг нужно осуществлять на протяжении достаточно продолжительного времени, чтобы убедиться: ребенку ничто не угрожает. Необходима работа по преодолению кризисной ситуации в кровной семье, а также сопровождение, как я уже сказал, приемных семей, которые взяли на воспитание ребенка-сироту.
Тех людей, которые пока не готовы к такому ответственному шагу, как усыновление, но при этом хотят помочь ребенку-сироте, можно ориентировать на форму гостевого режима или наставничества, которое особенно важно при работе с подростками. Благодарю Синодальный отдел, который проводит дистанционные и выездные очные занятия в епархиях по вопросам подготовки будущих наставников и приемных родителей.
Важными темами являются также помощь зависимым людям и утверждение трезвости. Отрадно, что возобновленный Церковью День трезвости вызывает интерес десятков тысяч людей по всей стране. В рамках этого праздника в России при поддержке Минздрава проходят различные мероприятия, посвященные утверждению трезвости и популяризации трезвого образа жизни. Развиваются общества и школы трезвости на приходах, куда обращаются за поддержкой, консультациями и помощью тысячи зависимых и их родственников.
По-прежнему приоритетное направление нашей деятельности — профилактика абортов и помощь женщинам в кризисной ситуации. Ежегодно в России появляются новые приюты, организуются денежные сборы, и на эти средства создаются центры гуманитарной помощи в различных епархиях. Любая нуждающаяся семья может обратиться в эти центры за продуктами, одеждой, а также получить бесплатно все, что ей нужно для ребенка: кроватку, коляску, игрушки, средства гигиены, детское питание.
Не так давно мы провели новый сбор средств, которые будут распределены Синодальным отделом на условиях открытого конкурса. Положение о конкурсе опубликовано на сайте Отдела, и каждая епархия может направлять свои заявки для получения средств до 5 ноября. Призываю всех вас активнее включаться в эту работу.
В этом году мы решили не ограничиваться только центрами гуманитарной помощи, а предложить на собранные средства создавать консультационные пункты для женщин и приюты. Каждая женщина, оказавшаяся в кризисной ситуации, должна знать, что в Церкви она получит всю необходимую поддержку. Об этом я уже говорил в начале своего выступления, и еще раз хочу сказать: создание кризисных центров для женщин, где они могут получить поддержку и по возможности даже приют в случае необходимости, должно быть приоритетным.
Социальное служение — это деятельное выражение христианской любви к ближнему, свидетельство нашей веры. Это не дополнительная нагрузка, не какое-то нововведение последних лет, а наша прямая обязанность, проистекающая из наших христианских убеждений, из самой природы Церкви. Церковь — это община исцеления духовного, но и физического. И потому средства должны употребляться в первую очередь духовные — посредством Таинств, проповедей, — но и материальные, через хорошо организованную социальную работу.
В заключение хотел бы привести слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:16, 18). И да будет так. Благодарю за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси