Дорогие и всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Мы пришли в храм Божий для того, чтобы, согласно традиции нашей Святой Церкви, освятить наступление Нового года молитвой. Несмотря на то, что это празднование является гражданским и отношения к нашему церковному календарю, по которому завтра – обычный день, казалось бы, не имеет, Церковь совершает в преддверие этого дня особое молебное пение. Почему?
Это связано с тем, что для нас само понятие времени имеет очень большое значение. Господь, сотворивший весь мир и установивший законы бытия, восхотел, чтобы мы, Его творения, осуществляли свое бытие, как бы плывя по реке времени. Только Бог выше всякого времени. Это не значит, что Бог не знает времени, но Он выше и пространства и времени и каких-либо тварных категорий, Он абсолютно запределен этому миру, Он – за рамками, за границами тварного мира.
Бог сотворил время, и мы живем во времени. И оно движется только лишь в одну сторону и не может пойти вспять. Об этом не теоретически, а на собственном опыте хорошо знают люди, которые уже немало прожили на земле, они знают, что время невозвратимо и течет быстро, гораздо быстрее, чем это ожидается в начале жизни.
Время нашей жизни дано нам для того, чтобы мы получили вечность. Кто как проживет свою временную жизнь, словно некий испытательный срок, какие он приобретет ценности и богатства, таковую вечную участь и будет иметь. И эти ценности не являются, конечно, материальными – это не деньги, ни привилегии, комфорт, слава и почет мирской, это – Царство Божие, которое «внутри нас».
Что означает Царство Божие? Это когда воля Божия осуществляется во всем мире. Кто-то может сказать: «А разве сейчас она не совершается»? Она осуществляется, но еще не вполне, ведь Бог дал человеку драгоценнейший дар – свободу выбора, а человек в своем нынешнем состоянии грехопадения часто этой свободой злоупотребляет, поступая вопреки воле Божией. Да, человек волен избирать – направо или налево, с Богом быть или с Его противником, какой мы выбор сделаем, таковой и будет наша вечная участь. Поэтому нам и заповедана молитва: «Да приидет Царствие Твое» и «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли». И хотя Бог иногда попускает то, что Его воля нами, людьми, преступается, но в конечном итоге это зло Он обращает в добро.
Да, мы наблюдаем времена и сроки, годы, месяцы и даты – все это для нас важно и необходимо. Из Священного Писания мы знаем, что праздники и священные времена имеют богоустановленное происхождение, а при рассказе о творении мира читаем, что светила большое и малое, солнце и луна, созданы в том числе и для того, чтобы исчислять время. Поэтому, когда наступает какая-либо, так сказать, зарубка времени, то у нас возникает потребность осознать это. Наступление гражданского Нового года тоже является для нас такой временной зарубкой – мы оставляем позади большой отрезок нашей жизни, и в этот момент нам, конечно, психологически необходимо оглянуться назад и осознать, что же было в этом отрезке плохого, происшедшего от нашей греховной воли, а что было хорошего, что нам Бог подарил за это время и вообще во все дни и годы нашей жизни.
Поэтому какой сейчас должна быть наша молитва?
Во-первых, это должна быть молитва благодарения за великие, неисчислимые, порой даже неосознаваемые нами благодеяния Божии. Мы являемся бесконечными должниками перед Богом. Нам Бог дал все, что нам необходимо: солнце, воздух, дождь, все буквально, даже самое бытие, – все это нам дано. Ждет нас и еще больший дар – это дар жизни вечной. Самое главное наше благодарение – это участие в Божественной Литургии, но и такие моменты, как сейчас, побуждают нас к этому. Поэтому – будем благодарить.
Во-вторых, в этой молитве должно быть прошение о том, чтобы Господь простил нам все те дела и беззакония, которыми мы оскорбляли Его величие и к нам любовь. Таких дел у нас было немало – тот росток из семени Царства Божия, которое было всеяно в наше сердце в день святого Крещения, мы и топтали, и лишали духовной влаги и питания, и изменяли своему великому званию христиан, выше которого ничего на свете не может быть. Слишком часто мы выбирали кривую стезю, а правыми путями не ходили.
Бог силен простить нас, но основное условие этого – во-первых, вера, во-вторых, покаяние, то есть осознание того, что мы согрешили, и желание исправиться, и не только желание, но и сильное побуждение души к этому. Поэтому будем молиться с сокрушением сердечным: «Господи прости нам наши прегрешения, в мимошедшем лете нами содеянная», и даруй нам исправить нашу жизнь и привести ее в соответствие с Евангелием.
В-третьих, мы обязательно должны не забыть помолиться не только о себе самих, но и о наших ближних. Нужно помолиться, конечно и о членах своей семьи, но не только, ведь ближний – это тот, кто нуждается в нашей помощи и в нашей молитве. И хотя мы не знаем, сколько Господь отмерил времени нам, сколько – другим людям, одно несомненно – этот срок будет иметь конец. Поэтому давайте помолимся о том, чтобы Господь Свой гнев, праведно на нас движимый, отвратил бы и сохранил для покаяния жизнь многих людей, близких и дальних. Помолимся и о городе, где мы живем, и о нашем хакасском крае, о богохранимой стране нашей и о нашей Святой Церкви. Помолимся о том. чтобы все страдания и недостаточества Господь бы облегчил и исправил, благословил бы нашу жизнь и даровал бы нам, по апостолу, «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».
И, наконец, наша молитва должна иметь своим венцом прославление Бога. Предназначение человека состоит в том, чтобы славить своего Творца – и устами, и сердцем, а прежде всего – самой жизнью. Человеку вообще свойственно тогда, когда наступает новый период его жизни, планировать что-то хорошее. Тем более, когда наступает Новый год, будет очень хорошо, если мы положим начало тому, чтобы исправить в себе и в нашей жизни злые и растленные обычаи, постаравшись, чтобы наша жизнь соответствовала Евангелию и нашему высокому званию христианина.
Итак, давайте, дорогие отцы, братья и сестры, помолимся вдумчиво, а отцов диаконов попросим, чтобы они ясно и четко все эти молебные прошения сейчас прочитали, и таким образом мы уйдем из храма в свои семьи, приняв всесильное благословение Божие на предстоящеее нам время.
Всех вас сердечно поздравляю с наступлением гражданского Нового года и напоминаю о том, что самое главное событие еще не наступило – мы его еще ждем – это праздник Рождества Христова, ведь и самое исчисление лет ведется от этого события – истинного центра мировой истории. Давайте проведем достойно оставшееся время Рождественского поста, и при наступлении праздника это воспоминание этого события глубоко запечатлеется в наших душах и мы прославим Христа воплотившегося и явльшегося.
Информационный отдел Абаканской епархии