Протоиерей Олег Попов: «Для меня вера стала надежной опорой в жизни»

На протяжении уходящего 2019 года еженедельник «Абакан» рассказывал о главных православных праздниках – о духовном смысле того или иного церковного торжества, его истории, о том, как правильно к нему подготовиться. Обо всем этом мы спрашивали у клирика Градо-Абаканского храма в честь Святых Равноапостольных Константина и Елены, протоиерея  Олега ПОПОВА.

Но как получилось, что обычный человек, выросший в советскую атеистическую эпоху, стал служить у престола Божьего, подчиняя этому всю свою жизнь? Как становятся священниками, и в чем сегодня заключается главная задача священнослужителей? На что живут представители Церкви в наши дни, чем занимается семья священнослужителя? Кто и как помогает Абаканской епархии возводить новые храмы? Одним словом, вопросов, много, и за ответами на них «Абакан» вновь обратился к протоиерею Олегу Попову, помимо прочего, являющемуся и исполнительным директором «Фонда строительства Благовещенского храма в городе Абакане».     

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»

– Как и многие мои сверстники, я вырос в обычной советской атеистической семье и о священническом служении никогда не задумывался. То, что стал священником, можно назвать промыслом Божьим. Крещение принял уже в зрелом возрасте: мне было 42 года. Наверное, у каждого человека наступает определенный момент, когда хочется понять истинный смысл жизни, свое предназначение в этом мире.   Мои духовные искания пришлись на 1990-е годы – время, когда в свободном доступе появилось много религиозной литературы, книг по оккультизму, магии. Я изучил много такого рода литературы, трудов по философии, пока не прочел книгу протоиерея Александра Меня «Сын Человеческий» – она очень сильно повлияла на мое мировоззрение. О дальнейшем процессе моего обращения к православной вере вкратце рассказать сложно, но в 1999 году мы с супругой приняли крещение. Я стал ревностным прихожанином Спасского собора Минусинска, позже – храма в честь Святителей Московских в Абакане. Вместе с супругой стали ходить на занятия в воскресной школе при храме, принимать активное участие в жизни прихода. Сначала меня пригласили помочь в алтарь, а примерно через год – стать диаконом. Когда получаешь священническое благословение, обратного пути нет – только служить Богу, – рассказывает свою историю протоиерей Олег Попов.  

После принятия сана отец Олег на протяжении 8 лет совмещал служение в Церкви и свою прежнюю «мирскую» работу – инженера на одном из предприятий Абакана, параллельно заочно обучаясь в Тобольской духовной семинарии. Что интересно, до принятия сана священника мой собеседник на протяжении 25 лет трудился по полученной в Хакасском политехническом институте специальности. Однако со временем совмещать священническое служение и «мирскую» работу стало сложнее, и отец Олег выбрал служение в Церкви. Хотя, как отмечают сами священнослужители, это не они выбирают, выбирает Господь, в Библии есть слова: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал».

– В священники люди приходят разными путями. Так, среди духовенства в нашей епархии есть и бывшие военные, есть священники, много лет отработавшие по своей «светской» специальности, но есть и молодые люди, окончившие духовные семинарии. Необычный пример в нашей епархии: отец Иоанн Комаров стал священником в возрасте около 70 лет, недавно ему исполнилось 85 лет. В любом случае священнику необходимо духовное образование, и дело даже не в церковных правилах, это нужно в служении, чтобы помогать обратившимся к нам за помощью людям, – отмечает протоиерей.

Отец Олег Попов особо подчеркивает, что священнослужители – лишь раздаятели благодати Божией, задача священника заключается в том, чтобы соединить человека с Христом. При этом, отмечает мой собеседник, служение священника нельзя считать работой, ведь любая профессиональная деятельность имеет определенные рамки, должностные обязанности. Священническое служение подразумевает быть всегда там, где ты нужен именно сейчас. Будни священника весьма насыщенны: это не только богослужения, у каждого несколько послушаний (если говорить светским языком, направлений работы, за которые он ответственен), также необходимо постоянно заниматься самообразованием, готовить проповеди, быть в курсе всех событий церковной жизни, да и просто хозяйственных дел в храмах всегда достаточно много.

О строительстве Благовещенского храма

Сегодня более 60% россиян, согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, считают себя приверженцами православия. Наверное, эти данные можно считать справедливыми и для Абакана. Об этом может свидетельствовать и строительство новых храмов в нашем городе, ведь возводятся они на пожертвования горожан и различных организаций.     

– В 1990-е годы мы наблюдали массовое возвращение россиян к православной вере, были случаи, когда в один день принимали крещение по 50-60 человек. Сейчас ситуация, конечно, изменилась. Если бы все абаканцы, исповедующие православие, постоянно, а не изредка ходили на все церковные службы, то действующих абаканских храмов нам бы не хватало, – отмечает священнослужитель. 

Постоянные прихожане абаканских храмов в наши дни, вопреки расхожему представлению, это не столько бабушки-пенсионерки, сколько люди среднего возраста, молодые семьи с детьми, то есть, экономически активное население города. На мой вопрос, может ли сегодня приход «кормить священника», содержать служителей и действующий храм, мой собеседник отвечает также вопросом:

– На что же еще может жить сегодня Церковь? Только на пожертвования – как граждан, так и коммерческих организаций и предприятий. Священнослужители также живут на пожертвования прихожан, на эти же средства приобретается все необходимое для службы в храме: начиная от свечей, облачения священников, ладана и т.д. до оплаты коммунальных услуг и электроэнергии, – отмечает отец Олег.

Коммунальные услуги, учитывая площади храмов,  сегодня составляют весьма существенную часть расходов церкви. К примеру, плата только за отопление Градо-Абаканского храма в честь Святых Равноапостольных Константина и Елены ежемесячно составляет порядка 60 тысяч рублей. Справиться с такими расходами помогают пожертвования прихожан. На пожертвования возводится в Абакане и Благовещенский храм, строительство которого продолжается шестой год. По благословению Владыки Фонд строительства Благовещенского храма возглавил протоиерей Олег Попов.

– Храм возводится исключительно на пожертвования, поэтому строительство идет не столь быстро, как, наверное, хотелось бы горожанам. Первоначально мы думали, что сможем возвести Благовещенский храм за 5 лет, однако для продолжения работ необходимо собрать еще много средств, так что пока сроки затягиваются. Прихожане активно помогают, жертвуют, кто сколько может, причем и весьма существенные суммы. Есть семьи пенсионеров, которые по велению сердца приносят по 50-80 тысяч рублей. Пожилые люди, сами живя весьма скромно, с небольших пенсий копят деньги и приносят на строительство храма. Прихожане понимают, что храм строится на века, что сюда потом будут приходить их дети и внуки, – делится священнослужитель.  

Счастье – в обретении Бога

Духовные искания в непростые 1990-е годы, поиски и обретение Бога, священническое служение – все это время Олега Попова поддерживает, будучи надежным тылом, его любимая жена. Вместе супруги Поповы почти 40 лет, еще со студенческой скамьи. Супружеская пара вырастила двух старших дочерей – они живут отдельно, своими семьями, причем одна из дочерей также связала свою судьбу со священнослужителем. Младшие дети Поповых живут с родителями, сын учится в одной из общеобразовательных школ Абакана и о продолжении обучения в духовной семинарии пока речи не ведет, родители и не настаивают, не навязывая детям свое видение мира. Вообще, наверное, в обывательском представлении семья священнослужителя обязательно должна быть патриархальной и «жить по Домострою». Протоиерей Олег Попов мягко опровергает данный стереотип:

– Когда мужчина глава семьи – это правильно, но ведь это совсем не обязательно означает, что в семье авторитарный муж и отец. Все важные вопросы мы обсуждаем с супругой совместно.

В то же время мой собеседник отмечает, что супружеская жизнь – это не только безоблачное счастье и взаимопонимание, за долгие годы были и трудные периоды. Однако все можно преодолеть, главное – любить друг друга. Прошу священнослужителя поделиться с читателями секретом крепкого семейного союза, как сохранить любовь на долгие годы?

– Нужно просто любить друг друга, прощать недостатки, а они есть у всех нас без исключения – даже в Евангелие говорится: «Носите тяготы друг друга». В трудных жизненных ситуациях не нужно торопиться все рушить, принимать поспешных необдуманных решений. Вообще, главное в жизни каждого человека – это найти основу, на которую можно надежно опереться, для меня такой опорой стала вера. Самое большое счастье для человека заключается в том, чтобы обрести Бога, – завершает нашу беседу священнослужитель.

Ольга КАРАЧАКОВА