Рождественское послание архиепископа Абаканского и Хакасского Ионафана

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

архиепископа Абаканского и Хакасского Ионафана пастырям, монашествующим и всей боголюбивой пастве в Республике Хакасия

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

Ныне Святая Божия Церковь празднует еже по плоти Рождеcтво Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век (Никео-Цареградский Символ веры), Который родился во времени от Пренепорочной Девы и Богородицы Марии в Вифлееме Иудейском.

Ныне вместе со всей церковной Полнотой мы созерцаем свершившееся в граде царя Давида преславное чудо – смиренный вертеп приемлет Безначального Бога и блистает Нетварным Светом Божества. Ныне Вифлеем веселится, потому что в его недрах родился Царь царствующих и Господь господствующих (песнь Великой Субботы), Который создал Небо и землю – весь мир, видимый и невидимый.

С Престола смиренных яслей Он призывает к Себе всех людей: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Давайте и мы с благоговением мысленно приступим к этим яслям и услышим Его призыв, потому что Бог пришел для нас. Восприняв полноту человеческой природы, Он явил нам Свою великую Любовь. Именно так подобало Ему, не преставая быть истинным Богом, стать во всем, кроме греха, подобным нам Человеком. Цель этого Вочеловечения Бога – спасение людей.

Это событие предвозвестили пророки, открыв людям волю Божию относительно того, каким образом, когда и где оно произойдет.

Так, например, за семь столетий до Христа о месте Рождества писал пророк Михей: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).

В Книге Чисел мы находим пророчество о приходе Мессии как о восходе звезды от колена Иакова: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24, 15-17).

А пророк Исаия предвозвестил: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7, 14). В этих словах открывается тайна Боговоплощения, ибо «Эммануил» означает «С нами Бог». Точное исполнение этих и многих иных пророчеств свидетельствует о том, что родившийся в Вифлееме Иисус есть Само Слово Божие, Сияние славы Отца.

Если бы не родился Христос, мир между Богом и человеком был бы невозможным, врата райские не отверзлись бы, Адам не освободился бы от проклятия, человечество продолжало бы находиться связанным преслушанием, пребывая в жалком состоянии отчуждения от Бога, источника Жизни. Рождество Иисуса Христа обновило все творение, возвысило человека – от земли к Небу, от лести к истине, от пленения к свободе. Оно дало человеку смысл жизни, возвратило человека на стезю правды, напомнило ему, что его жительство – на Небесах, а в этом мире он не имеет зде пребывающаго града (Евр. 3:14), но сотворен для иной, будущей жизни вместе с Богом – нескончаемой и блаженной.

Святитель Григорий Нисский в своем «Большом огласительном слове» пишет: «Спрашиваешь о причине, по которой Бог родился среди людей? Если особый признак естества Божия есть человеколюбие, то имеешь ответ на предложенный тобою вопрос, имеешь причину явления Божия среди людей. Немоществовавшее наше естество возымело нужду во врачующем; человек, подвергшийся падению, возымел нужду в подъемлющем; уклонившийся от жизни возымел нужду в оживотворяющем; удалившийся от причастия блага возымел нужду в возводящем ко благу; заключенному во тьме стало нужно пришествие света; пленник ощутил потребность в искупителе, узник – в защитнике, содержимый под игом рабства – в освободителе. Неужели этого было мало и недостойно того, чтобы преклонить Бога снизойти для посещения естества человеческого, когда человечество было в таком жалком положении?!»

То, чего не мог охватить человеческий ум, осуществилось Вочеловечившимся Логосом в Вифлеемской пещере – «Слово стало плотию» (Ин 1,14), и это событие есть самое сильное свидетельство силы и любви Божией. Бог Своим Вочеловечением охватывает человека, не попаляя его, не печаля, но даруя мир, истинную свободу и благодать обожения. Это все прекрасно подчеркивается в гимнографии праздника: «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу: днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде» (праздничная стихира на литии). Великое событие Вочеловечения Бога Слова, явление Бога «во плоти» (1 Тим. 3, 16), Его вхождение «в лице Иисуса Христа» (2 Κορ. 4, 6) в ткань истории мира, разделило эту историю на две эпохи – до прихода Христа и после.

Тайна Божественного домостроительства постигается только верой. Вера в Воплотившегося Христа есть тот живой источник, от которого проистекают все христианские добродетели, украшающие человека. Счастливы те, кто веруют, кто открывает свои сердца, делают их яслями, чтобы на них возлег Богомладенец Христос.

Давайте и мы, как некогда волхвы, пришедшие с Востока поклониться Родившемуся Христу, с дерзновением и радостью приступим к Богомладенцу:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, и вместо золота принесем Ему наше чистое сердце.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу, и вместо ливана принесем Ему благодарственное славословие

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему, и вместо смирны принесем Ему слезы нашего покаяния.

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с Праздником и призываю на всех вас благодать и безмерную милость Родившагося Спаса Христа!

Божиею милостию

+ Смиренный ИОНАФАН,

АРХИЕПИСКОП АБАКАНСКИЙ И ХАКАССКИЙ

Рождество Христово 2020 г., град Абакан