В Пасхальную ночь 16 апреля 2023 года в храмах Абаканской епархии были совершены торжественные богослужения Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения.
В Спасо-Преображенском кафедральном соборе столицы Хакасии совершение крестного хода, Светлой утрени и праздничной Божественной Литургии возглавил Управляющий епархией, Преосвященный архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан.
Владыке сослужили протоиереи Сергий Тимонов (совершавший Светлую Утреню и затем позднюю Литургию), Олег Попов и священник Евгений Авдеев, Диаконское служение совершали протодиакон Андрей Ермаков, диакон Сергий Симонов и иеродиакон Нестор (Рыбин). Праздничные песнопения торжественно исполнил архиерейский хор под управлением регента Марии Ермаковой.
Светлая утреня была предварена совершением полунощницы Великой Субботы с чтением перед святой Плащаницей канона «Волною морскою». На девятой песни, при словах «Востану бо и прославлюся» Плащаница была поднята и внесена в алтарь.
После каждения Владыкой престола священнослужители в алтаре первый раз тихо пропели пасхальную стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Усиливаясь, это песнопение прозвучало еще два раза. При этом были открыты Царские врата, и при непрерывном звоне во все колокола и начался крестный ход вокруг собора, в котором следовали с зажженными свечами верные.
Когда крестный ход остановился перед центральным крыльцом собора, архипастырь, по каждении святынь, совершил перед Евангелием и иконой Воскресения Христова начало Светлой утрени, и духовенство пропело в первый раз тропарь Воскресения Христова: «Христос воскресе из мертвых». Владыка приветствовал все множество верных словами пасхального благовестия: «Христос воскресе!». Собравшиеся отвечали: «Воистину воскресе!».
Пасхальная утреня продолжилась в храме пением пасхального канона преподобного Иоанна Дамаскина. При этом священнослужителями поочередно совершалось непрерывное каждение с пасхальным приветствием «Христос воскресе!».
Пасхальная Божественная Литургия стала венцом Светлого торжества. Пасхальное Евангельское зачало, по обычаю, было прочитано на греческом, хакасском и славянском языках.
После пения запричастных песнопений было оглашено Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла всей полноте Русской Православной Церкви.
По заамвонной молитве Владыка совершил освящение артоса, а по отпусте — освящение пасхальных снедей.
Завершая богослужение, архипастырь поздравил всех собравшихся, пожелав непрестающей пасхальной радости и здравия. Благословляя народ, архиерей вручал каждому пришедшему красное пасхальное яйцо и образок Воскресения Христова.
Торжественные богослужения будут совершаться в храмах Абаканской епархии в течение всей Светлой седмицы, а праздник Святой Пасхи будет праздноваться в течение сорока дней.
* * *
Синаксарь во Святую и Великую Неделю Пасхи.
Стихи:
Христос, сошедши один на борьбу с адом,
Вышел, взяв обильную добычу победы
Во Святую и Великую Неделю Пасхи празднуем самое живоносное Воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Настоящий праздник мы называем и Пасхою, что с еврейского языка значит преведение, ибо это – день, в который Бог в начале привел мир из небытия; в этот же самый день, проведши народ Израильский чрез Чермное море, исторгает его из рук Фараона; в этот также день, сошед с небес, вселился в утробу Девы. Ныне же, исторгнув из преисподних адовых все человеческое естество, возвел на небеса и привел в первобытное достоинство нетления. Впрочем, сошедши во ад, воскресил не всех, а только восхотевших уверовать в Него. Души же святых, от века насильственно содержимыя адом, Он освободил и всем открыл доступ на небеса. Вот почему мы, преисполненные чрезмерной радости, светло празднуем Воскресение, знаменуя радость, которою обогатилось наше естество щедротами Божия милосердия. Равным образом, выражая и прекращение вражды и соединение с Богом и самими Ангелами, мы приветствуем обычным целованием.
Воскресение же Господа совершилось так: в то время, когда воины стерегли гроб, около полуночи происходит землетрясение, ибо Ангел, сошед, отваливает камень от дверей гроба, а стража в ужасе разбегается, чем по истечении субботы, приблизительно около субботней полуночи, открывается и путь женам. И прежде всех Воскресение становится известным Божией Матери, Которая, как повествует Святой Матфей, сидела против гроба с Магдалиною. Но чтобы не могло быть места сомнению в Воскресении из-за родства с Материю, Евангелисты говорят: прежде является Марии Магдалине. Она же увидела и Ангела на камне, а приникши еще, видит и внутри Ангелов, которые и возвещают Воскресение Господа. Воста, говорят они, несть зде; се место, идеже положиша Его. Услышав это, она стремится к пламенным из учеников, Петру и Иоанну, и благовествует им о Воскресении. Когда же она возвращалась с другою Мариею, их встретил Христос, говоря: Радуйтеся! Ибо тому самому роду, который прежде услышал: в болезнях будешь раждать детей, надлежало первому выслушать и эту радость. В порыве неудержимой любви они приближаются и, желая осязательнее увериться, касаются пречистых ног Его. Приходят ко гробу и Апостолы: Иоанн, только приникши к гробнице, отошел, а Петр входит внутрь и с особенным тщанием осматривает, касается плащаницы и сударя.
Под утро Магдалина снова пришла с другими женами, чтобы точнее удостовериться в виденном. Остановившись вне гроба, она зарыдала, а наклонившись внутрь, видит двух Ангелов, блистающихся светлостию, которые, как бы унимая ее, говорят: жена! что ты плачешь? Кого ищешь? – Иисуса ищете Назарянина, распятаго? Он возстал, нет Его здесь. И тотчас они с трепетом поднялись, заметив Господа. Посем обратившись назад, видит и она стоящаго Христа, но приняв Его за садовника, говорит: господин, если ты Его вынес, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. А когда она опять наклонилась по направлению к ангелам, Спаситель говорить Магдалине: Мария! Она же, услышав сладостный и знакомый голос Христа, хотела припасть к Нему, но Он говорит: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, как сама ты признаешь, принимая Меня еще за человека, а иди к братьям Моим и скажи им о всем, что ты видела и слышала. И Магдалина исполняет это, а на разсвете опять с прочими является у гроба. Бывшия же с Иоанною и Саломиею пришли, когда уже взошло солнце. Вообще нужно сказать, что в разное время приходили ко гробу жены, в числе которых была и Богородица; ибо она и есть Мария, которую Евангелие называет Иосиевою, – этот Иосия был сын Иосифа. Впрочем, неизвестно, в котором часу воскрес Господь: некоторые говорят: в первое пение петухов, другие – когда произошло землетрясение, а иные – еще иначе.
Между тем как все это происходило, некоторые из стражи пришли к первосвященникам и возвестили о случившемся. Те, удовольствовав их деньгами, заставляют объявлять, что ученики Его пришли ночью и украли Его. Вечером же настоящаго дня, когда ученики, боясь Иудеев, собрались вместе и двери были крепко заперты, входит к ним Иисус, так как был в нетленном теле, и мир, по обычаю, им благовествует. Увидев Его, они преизобильно возрадовались, и чрез дуновение (в более совершенной степени восприемлют силу Всесвятаго Духа.
Каким же образом воскресение Господа оказывается тридневным, – разумей так: вечер четвертка и день пятка (ибо так евреи измеряют сутки) – один день; затем ночь пятка и вся суббота – другие сутки, – вот второй день, потом ночь субботы и день недели (ибо часть начала принимается за целое) – еще сутки, – вот и третий день. Или даже и так: в третьем часу пятка Христос распят; потом, от шестаго часа до девятого была тьма, – считай это за ночь, и вот от третьего часа до девятаго – одно нощеденство; потом после тьмы опять день и ночь пятка, – вот двои сутки; затем день субботы и ночь ее – вот трои сутки, – по словам Евангелиста: свитающу во едину от суббот. Если же Спаситель, обещавший в третий день облагодетельствовать нас, кратчайшим образом совершил (это) благодеяние, Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
Информационная служба Абаканской епархии