В Неделю о расслабленном Преосвященный Владыка совершил Божественную Литургию в абаканском храме Московских святителей

7 мая 2023 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Преосвященный архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан совершил Божественную Литургию в храме в честь Собора Московских святителей в столице Республики Хакасия.

Архипастырю сослужили настоятель храма священник Андрей Габченко и священник Павел Кузьмин. Диаконский чин составили протодиакон Андрей Ермаков и диакон Сергий Симонов. За богослужением пели архиерейский хор под управлением Марии Ермаковой и хор прихода под управлением Ольги Мацаевой.

Проповедь по запричастном стихе произнес отец Павел.

По отпусте Литургии Преосвященный Владыка проповедовал по евангельскому чтению об исцелении расслабленного у Овчей купели.

* * *

Синаксарь в Неделю о расслабленном

Стихи:

Слово Христа укрепляет сущею рядом

И оттого лишь слово сие врачевание есть

В сей день, в Неделю четвертую по Пасхе, совершаем воспоминание о расслабленном и по обычаю празднуем это чудо.

Праздновать чудо над расслабленным положено здесь и потому, что Христос совершил его во время еврейской Пятидесятницы. Придя в Иерусалим на праздник, Он вошел в купальню с пятью крытыми ходами, которую построил Соломон и которая называлась Овчей, потому что там мыли внутренности овец, закалаемых для жертвоприношения в храме, или потому, что всякий входящий туда первым, как только вода однажды в году приводилась в волнение ангелом, оказывался здрав.

И вот, находит там человека пребывающего в болезни тридцать восемь лет и за неимением того, кто вверг бы его, лежащего напрасно, в воду. Итак, научаемся отсюда, какое благо есть терпение и твердость, и одновременно тому, что Бог, поскольку надлежало явиться дару Крещения, очищающего всякий грех, предусмотрел в Ветхом Завете чудеса от воды, чтобы дар сей, когда явится, был бы с готовностью принят.

К сему-то расслабленному, которого некоторые неизвестно почему именуют Иаром, и приходит Иисус, спрашивая его, хочет ли быть здрав, а тот указывает в ответ на неимение помогающего. Христос же, зная, насколько он истомлен болезнью, говорит: Возьми постель твою и ходи. И мгновенно человек тот оказывается здрав и, взявши на плечи ложе, чтобы дело сие не почли за призрачное, направляется с ним домой.

А поскольку была суббота, иудеи возбраняли ему ходить, он же ссылался на Исцелившего, который в субботу повелел ему идти, хотя и не знал, кто Он, ибо Иисус, говорит евангелист, из-за собравшегося там народа отступил и скрылся. После того находит его Иисус в храме и говорит: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Некоторые, неправо разумея, говорят, будто Христос сказал это потому, что человек сей впоследствии, когда Он предстоял первосвященнику Каиафе, ударил Его по щеке, за что и получит в удел пытку вечным огнем, горшую расслабления, и не только тридцать восемь лет, но всегда будет страдать. Однако Господь скорее всего указал, что болезнь расслабления приключилась с ним от грехов.

Впрочем, не всякая немощь бывает от грехов, но и от естественного недуга, и от многоядения, и от небрежения, и от иных причин. Расслабленный, достоверно узнав, что сделавший его здравым был Иисус, доводит сие до сведения иудеев. А те, распаляясь мщением, ищут убить Христа за то, что Он будто бы субботу нарушил. Христос много с ними беседовал, доказывая, что и в субботу благотворить – дело правое, и что Он, как Равный Отцу, есть Тот, Кто повелел блюсти день субботний, и как Отец делает доселе, так и Он делает.

Подобает знать, что расслабленный этот – иной, нежели у Матфея. То исцеление совершилось в доме, и люди служили человеку тому, который и услышал: Прощаются тебе грехи твои. А это в притворе произошло, и расслабленный, по слову Священного Евангелия, «человека не имел», постель же свою взял, как и тот.

Ныне же чудо это празднуется потому, что и оно в Пятидесятницу совершено, подобно бывшему с самарянкой и слепым. Ибо Фоме и мироносицам празднуем во удостоверение Христова восстания из мертвых, прочее же – до Вознесения, поскольку Он совершил это различным образом во время еврейской Пятидесятницы и потому еще, что об этом столь подробно вспоминает Иоанн.

По беспредельной милости Твоей, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Информационная служба Абаканской епархии