В Неделю 27-ю по Пятидесятнице Преосвященный Владыка совершил Божественную Литургию престольного праздника в Знаменском храме-часовне

10 декабря 2023 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, в день празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», память великомученика Иакова Персянина, Преосвященный архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан совершил Божественную Литургию престольного праздника в Знаменском храме-часовне в г. Абакане, приписном к Спасо-Преображенскому кафедральному собору.

Владыке сослужили протоиерей Олег Попов и священник Павел Кузьмин. Диаконский чин составили протодиакон Андрей Ермаков и диакон Сергий Симонов. Литургические песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Марии Ермаковой.

Перед началом Литургии в связи с окончанием работ по росписи храма и позолоте иконостаса Владыка совершил чин освящения стенописных образов и окропил стены и иконостас святой водой.

Проповедь перед причащением мирян произнес отец Олег.

По заамвонной молитве был совершен молебен Божией Матери, завершившийся общим пением молитвы «Царице моя Преблагая».

По отпусте архипастырь обратился к пастве со словом по евангельскому чтению Недели 27-й по Пятидесятнице (об исцелении скорченной), поздравив всех также с храмовым праздником.

В заключение служения были возглашены уставные многолетия.

* * *

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил.

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года.

Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Информационная служба Абаканской епархии