28 апреля 2024 года, в день великого праздника Входа Господня в Иерусалим, Неделю цветоносную, ваий, (Вербное воскресенье) Преосвященный архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан совершил праздничную Божественную Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе столицы Хакасии.
Владыке сослужили протоиерей Олег Попов и священник Николай Пугин. Диаконский чин составили протодиакон Андрей Ермаков, диакон Сергий Симонов и иеродиакон Нестор (Рыбин). За Литургией пел архиерейский хор под управлением Марии Ермаковой.
Проповедь перед причастием произнес отец Олег.
По заамвонной молитве был еще раз, по традиции, совершен чин освящения верб, полагающийся накануне на Всенощном бдении, а по отпусте — славление праздника.
Завершая служение, архипастырь проповедовал на тему праздника.
Владыка также подробно рассказал о предстоящих днях Страстной седмицы, а также благословлял молящихся.
* * *
Синаксарь в Неделю Ваий
Стихи:
На бессловесное животное воссел Создавший словом небо,
Людей освобождая от уподобления животным.
В этот день мы празднуем славный и пресветлый праздник Ваий вот почему. После воскрешения Лазаря из мертвых многие, видя происшедшее, уверовали во Христа; поэтому иудейское собрание утвердило приговор: убить Христа и самого Лазаря. Иисус скрылся, избегая их злобы, а они решили непременно убить Его в праздник Пасхи, но долгое время дано Ему было избежать этого. За шесть дней до Пасхи, говорит, пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший. Там приготовили Ему вечерю, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним, а сестра его Мария помазала миром ноги Христа.
На другой день Господь послал учеников Своих, чтобы они привели ослицу и молодого осла. И Тот, Кому престолом служит небо, сев на осленка, вошел в Иерусалим. И одни постилали Ему свои одежды, а другие срезали ветви с финиковых деревьев. Дети же еврейские, и предшествовавшие и сопровождавшие, держа ветви в руках, восклицали: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Так было потому, что Дух Святой двигал их языками к прославлению и восхвалению Христа. Ваиями, то есть ветвями, они знаменовали победу Христа над смертью, так как «ваиа» у евреев называется распускающаяся (оживающая) ветвь. Был же обычай — оказывать почести победителям в борьбе или в каких-нибудь войнах, сопровождая их в торжественной процессии с ветвями вечнозеленых деревьев. А молодой осел, на которого воссел Христос, таинственно означал нас, языческие народы, ибо покорив их, Он стал именоваться Победоносцем и Победителем, Царем всего мира.
Об этом празднике возвещал пророк Захария: ликуй от радости, дщерь Сиона, се Царь твой грядет к тебе, сидящий на ослице и на молодом осле — сыне подъяремной (Зах. 9, 9); а также Давид о детях: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс. 8, 3).
И когда вошел Христос в Иерусалим, говорит, весь город пришел в движение, люди же, подстрекаемые первосвященниками из зависти, искали убить Его. Но Он таился, скрываясь, а появляясь, говорил к ним притчами.
Христе Боже наш, по неизреченному милосердию Твоему сделай нас победителями безрассудных страстей, сподоби увидеть Твою славную победу над смертью, светлое и дающее жизнь Воскресение и помилуй нас, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Информационная служба Абаканской епархии