В день 300-летия перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского Александро-Невский храм поселка Усть-Абакан отметил свой престольный праздник

12 сентября 2024 года, в день 300-летнего юбилея перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, а также в день памяти преподобного Даниила, великого князя Московского, Преосвященный архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан совершил Божественную Литургию в Александро-Невском храме в поселке Усть-Абакан, центре Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Владыке сослужили протоиерей Иоанн Будзар, благочинный Черногорского округа, священники Георгий Жаткин, Константин Красиков и Евгений Мотькин . Диаконский чин составили протодиакон Андрей Ермаков, диакон Сергий Симонов и иеродиакон Нестор (Рыбин). Богослужебные песнопения исполнила группа архиерейского хора под управлением Марии Ермаковой.

Проповедь по запричастном стихе произнес отец Георгий.

По заамвонной молитве был совершен крестный ход с чтением четырех Евангелий на четырех сторонах храма, осенением крестом и кроплением святой водой. Крестное шествие завершившлось в храме чтением молитвы святому благоверному великому князю.

По отпусте Литургии архипастырь проповедовал, рассказав о жизненном подвиге святого. Также Владыка поблагодарил строителей и благоукрасителей храма и поздравил прихожан с престольным праздником.

Богослужение завершилось возглашением уставных многолетий.

* * *

К 300-ЛЕТИЮ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В 1723-м г., после заключения Ништадтского мира (30 августа 1721 г.), политически утвердив новую Северную столицу, Император Петр Великий решил освятить ее и закрепить результаты мирного соглашения уже в духовной сфере, а для этого перенести из Владимира святые мощи ее покровителя, сражавшегося на берегах Невы в 1240-м г.

4 июля 1723 г. Император издал указ о перенесении священных останков святого благоверного Великого князя Александра Невского. 11 августа 1723 г. святые мощи были торжественно извлечены из-под спуда собора Рождества Богородицы Рождественского монастыря во Владимире. Благоговение к святым мощам было столь велико, что до Новгорода их несли на руках.

20 сентября 1723 года мощи были доставлены в Шлиссельбург, однако по царскому указу оставлены там до будущего года. Вероятно, Петр Великий решил приурочить их вхождение в столицу к августовской годовщине Ништадтского мира. К тому же осенние бури на Ладоге не благоприятствовали благополучному прибытию святых мощей в Петербург.

Но в следующем, 1724-м году, 30 августа, их торжественно встречали в Усть-Ижоре, там, где произошла Невская битва и где ныне стоит Александро-Невский храм. На последнем участке пути рулевым в богато разукрашенной ладье со святыми мощами был сам Царь Петр I, а гребцами – «господа сенаторы», в том числе – генерал-губернатор Санкт-Петербурга, светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. В тот же день, 30 августа, во имя святого благоверного Великого князя Александра Невского был освящен верхний храм в здании церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Александро-Невском монастыре. Там и были поставлены святые мощи.

В 1753-м году Императрица Елизавета устроила для них особую серебряную раку, созданную при участии великого Михаила Ломоносова; на нее ушло 90 пудов серебра. В них и были положены святые мощи благоверного князя при их перенесении в Троицкий собор в 1790-м г., где они пребывали до 1922 г., когда рака была вскрыта по распоряжению Петросовета, а затем увезена в Эрмитаж. Сами мощи с 1922 г. находились в фондах Музея истории религии и атеизма.

Возвращены Русской Православной Церкви они были лишь в 1988-м г. 13 мая 2023 г. вышло распоряжение заместителя министра культуры Сергея Обрывалина, согласно которому историческая рака передавалась Церкви в пользование на 49 лет. 8 сентября 2023 г. она была перенесена в Александро-Невскую церковь Александро-Невской лавры.

Уже в 1725-м году архимандритом Гавриилом (Бужинским) была составлена служба святому благоверному князю Александру Невскому (на перенесение мощей) и благодарственная служба на заключение Ништадтского мира. В ней славословия святому князю перемежались благодарениями Богу за торжество России и ее величие:

«Ве́лия и пресла́вная, Го́споди, ми́лость Твоя́/ в ро́де росси́йстем яви́ся,/ я́ко и́хже предуста́вил, сих и оправда́л еси́/ сообра́зным бы́ти вели́чествию смотре́ний Твои́х./ Иску́сства нико́его иму́ще,/ в бра́нь жесто́кую со всеиску́сными внидо́хом,/ безси́льнии, не испыта́вше на́шея си́лы,/ ору́жие восприя́хом на всеору́жныя,/ но, пособи́вый, Го́споди, кро́ткому Дави́ду,/ Ты и на́ши ру́це научи́л еси́ на ополче́ние./ Те́мже ны́не в ми́ре торжеству́юще, пое́м:/ ве́лий еси́, Го́споди, и чу́дна дела́ Твоя́, сла́ва Тебе́.

Назира́ху пре́жде окре́стнии наро́ди,/ укло́ньше на Росси́ю очеса́ своя́/ и ея́ си́лы в себе́ разсмотрева́юще,/ со опасе́нием мно́гим разсужда́ху:/ ка́ко свет уче́ния отврати́ти,/ иску́сства во́инскаго и морепла́вания не допусти́ти,/ бра́ни наче́ншияся не протяза́ти?/ Да не си́ми дви́жемии иску́с уче́ния позна́ют./ Но ны́не уви́деша,/ е́же никогда́же ча́яху ви́дети:/ непоколеби́мое всему́ положи́ша ро́ди росси́йстии основа́ние/ на тве́рдем ка́мени наде́жды в Бо́зе,/ Его́же и благодари́м, дарова́вшаго нам сицевы́я Своя́ ми́лости».

При Петре II празднество было отменено, но вскоре восстановлено Анной Иоанновной. В честь праздника 30 августа 1743 года, при Императрице Елизавете Петровне, был учрежден Общегородской Крестный ход. Указ Императрицы от 29 августа 1743 года гласил:

«Есть Ея Императорскаго Величества намерение, для украшения службы Божией и обрядов церковных, уставить крестное хождение в Невский монастырь из церкви Казанския Пречистыя Богородицы и оному начало учинить завтра, на праздник перенесения мощей святаго благовернаго князя Александра Невскаго».

Крестный ход совершался весьма торжественно и дополнялся пушечной пальбой, иллюминацией, трапезой и полковой музыкой

Крестный ход состоял из большого (от Казанской церкви (затем собора) до Александро-Невского монастыря (затем лавры)) и малого – из Александро-Невской церкви (затем – из Троицкого собора с 1791 г.) на площадь. Крестный ход совершался весьма торжественно и дополнялся пушечной пальбой, иллюминацией, трапезой и полковой музыкой. Последний раз он совершался в ХХ веке в 1922-м г., причем не 12-го, а 19-го сентября, так как был перенесен из-за похорон убитых финских коммунистов. После этого крестный ход был запрещен и возрожден лишь в XXI веке.

Перенесение мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского – событие символическое. Святой князь телесно возвратился к местам своих прежних побед и утвердил деяния своего преемника – Петра Великого. Между ними много общего: и воинское мужество, и государственная мудрость, и неустанное трудолюбие, и воля стоять за до конца за православную веру. Вспомним речь Петра Великого накануне Полтавской битвы:

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Духовно она перекликается со словами святаго Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». И этими словами жила Россия, и, Бог даст, будет жить всегда.

Протодиакон Владимир Василик

    Информационная служба Абаканской епархии