Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!
Человек при своем создании был поставлен Богом властителем видимого творения и облечен в славу и честь. Он был создан по образу своего Творца с назначением уподобиться Богу. Но человек, уклонившись от Божественного о нем замысла и чести, пал, сверг себя на уровень неразумных безсловесных тварей и уподобился им: «в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». (Пс. 48, 13).
Однако Бог не оставил дела Своих рук. Для того, чтобы спасти человека от греха, тления и смерти, «Слово плоть бысть, и вселися в ны» (Ин. 1, 14). Бог воспринял наше падшее естество, чтобы возвести от мрачных удолий ада на Небесную высоту, к Престолу Божества.
Каждый раз, когда наступает Праздник Рождества Христова, мы вспоминаем величайшее Чудо чудес, центральное и наиболее близкое каждому верующему сердцу событие мировой истории, Таинство таинств, о котором святой евангелист возвещает посредством всего лишь вышереченных трех слов «Слово плоть бысть»! Пресущественный Бог стал человеком! Это не значит, что Слово преложилось в человека, но Бог Слово, не переставая быть истинным Богом, принял на Себя образ раба, стал действительным Человеком, принял реальную человеческую природу. Поэтому и говорит священный евангелист «и вселися в ны».
Он пришел и стал Человеком и поселился в сем мире как один из нас. Человека видели ученики Христовы, последователи Его и слушатели. Однако Он не был только лишь Человек, Он был одновременно и Бог. В Богочеловеке, Который родился в Вифлееме, соединились Божественная и человеческая природы, и в Нем «живет всяко исполнение Божества телесне» (Кол. 2, 9). Сей лежащий во смиренных яслях в убогом вертепе Младенец есть Беспредельный и Всемогущий Бог!
Это таинство, перед которым трепещет наша мысль, останавливается разум и получает смысл все наше существование. Бог, чтобы восставить нашу падшую природу, восприемлет ее, как овцу из притчи, на Свои плечи. Бог воспринимает нашу уничиженную, тленную и смертную природу и соединяется с ней.
Удивительно Его снизхождение, безмерна Его любовь к нам! «Вселися в ны» – для того, чтобы не быть далеко, но чтобы спасительно войти в ткань человеческой истории.
Христос принял на Себя человеческую природу не для того, чтобы ее оставить снова, но нести ее всегда неразлучно со Своей Божественной природой. Бог Слово стал человеком, и Он никогда не перестанет быть Богочеловеком. Он восприял нашу человеческую природу, и с ней соединенный, вознесся на Небеса и седе одесную Отца, на Престоле Божества, и как Богочеловек принимает поклонение от Ангельских воинств и Сил. Какое слово, какой разум может представить такую воистину Пребожественную честь для человеческого рода? По словам святителя Иоанна Златоуста, «никто и никогда, ни на Небе, ни на земле, не может говорить достойно о сей чести, ни Ангел, ни Архангел!» (PG 59,80). Таковы исправления Божии, настолько велики и неописуемы Божии благодеяния!
Давайте удивимся делу Божественного Промысла о нашем спасении и давайте прославим Родившегося Спасителя нашего Бога, как подчеркивает святитель Иоанн Златоуст, «не словами только, но лучше делами, по святой воле Его жизнью нашей».
Дорогие отцы, братия и сестры! Почтительно поздравляю каждого из вас и желаю всем радостного и благословенного празднования Рождества Христова.
Благодать и безмерная милость Вочеловечившегося Бога Слова да пребывают со всеми вами.
+ ИОНАФАН, АРХИЕПИСКОП АБАКАНСКИЙ И ХАКАССКИЙ
Град Абакан, Рождество Христово 2024/2025 г.